Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (23)

  1. Иван Калашников

    Да борода конечно нужна, но бороду человек уже начинает носить сознательно, когда становится воцерковленным, то есть посещает церковь и начинает разбираться в церковных вопросах. У нас в России по оценке различных опросов ходит в различные церкви порядка 10-15%, населения России, остальные 85% населения России непаханое поле для проповедничества. Я что-то пока не вижу серьезной активной деятельности старообрядческих церквей кроме РДЦ в деле проповедничества и популяризации старообрядчества среди россиян. Конечно есть единичные случаи, но их мало. Проповеднической и миссионерской деятельности особо невидно, а о просветительской и воспитательной даже говорить не стоит. Так что осуждать не воцерковленных людей за то что они не ведут себя по христиански это просто ник чему. ОРЛР занимается как раз вопросами: популяризация старообрядчества, просветительская и воспитательная деятельность. Чем плохо, что в Румынской общеобразовательной школе в местах компактного проживания липован дети изучают историю старообрядчества, русский и старославянский языки и крюковое пение. А что толку от многих наших, у которых кроме бороды, в деле угождения Богу и больше похвастаться нечем. Вот дети липован вырастут и отпустят бороды, а дети в России пока так и не знают для чего нужна борода, кроме узкого круга.

    • Сергий 985

      > Я что-то пока не вижу серьезной активной деятельности старообрядческих церквей кроме РДЦ в деле проповедничества и популяризации старообрядчества среди россиян.

      Какая активность у РДЦ?

    • Сергий 985

      > Проповеднической и миссионерской деятельности особо невидно

      Если верить тому же Кураеву, то эта проблема в т.ч. и у РПЦ есть — недофинансирование миссионерской деятельности. Видимо, перевешивает соблазн истратить денежки на стройку храмов, и прочие внешние атрибуты и мероприятия типа выставок, концертов, издания очередных книг про очередной "Балайка-барабан-кафтан-чугун". А на привлечение новых прихожан во вторую очередь.

    • Иван Калашников

      На примере Республики Бурятия можно увидеть как возрождается древлеправославие, никонианство и другие.

      В Бурятии проживает порядка 200 тыс. семейских — потомков старообрядцев семейских. Семейские – это этноним, под которым понимаются все старообрядцы: поповцы и безпоповцы. Поповцы — беглопоповцы: белокриницкие и новозыбковцы. Безпоповцы – в основном федосеевцы и поморы.

      До атеизма на территории Бурятии было более 81 старообрядческих церквей и часовен, для сравнения бурятских дацанов было 65, никонианских было гораздо больше, но сколько я не знаю — этим вопросом не интересовался.

      По численности населения в национальном составе Бурятии: 20% — семейские, 30% — буряты, 10-15% разные национальности и остальные все русскоязычные. За годы атеизма в Бурятии старообрядческие церкви были уничтожены все, бурятский дацан сохранился 1, никонианских церквей 1.

      В настоящее время (с 1998 г.) РДЦ восстановили более 20 общин, построили более 10 церквей, в том числе кафедральный храм Сибирской епархии, 8 священников. Сейчас одновременно в разных местах строятся 6 древлеправославных церквей.

      Белокриницкие первоначально построив несколько церквей, сейчас практически все потеряли. Епископ Патермуфий РПСЦ добивает последнюю белокриницкую общину г. Улан-Удэ в Бурятии. Можно сказать, что его трудами белокриницких уже нет в Бурятии. Такая же ситуация во всей его необъятной Иркутско-Забайкальской епархии и близлежащих окрестностей.

      Безпоповцы также почти исчезли, хотя они достраивают церковь, но людей там практически нет.

      Буряты вообще молодцы – они практически восстановили численность Будийских дацанов и сейчас решают вопросы другого уровня.

      Никонианцы – это отдельный разговор, и их нельзя считать церковью. Они опять претендуют на министерство по идеологии и поэтому получают большое финансирование от государства.

      В Совет главы Бурятии входят по значимости: глава Буддистов всей России, 2 митрополита: Древлеправославный и никонианский, епископ-протестант и остальные конфессии представлены на уровне настоятелей.

    • Сергий 985

      Интересный рассказ.
      А что конкретно делают РДЦ для эффективного восстановления общин?
      И что делает епископ РПсЦ такого, что Белокриницкое согласие с тех земель исчезает?

    • Иван Калашников

      Бурятия – это как деревня, здесь все друг про друга знают. Еп. Патермуфий по направлению на Дальний Восток и в Сибирь практически сразу уехал на Украину и по началу практически вообще в Бурятии не появлялся. Находился в своем старом приходе на Украине. Оттуда тоже слухи доходили о его чудачествах. Ну первых года три, он в Бурятии был набегами. А потом года 1,5 назад стал чаще появляться. И вдруг нис того с сего, осенью прошлого года взял и отменил единолично без всякого объяснения общее собрание Улан-Удэнской общины, а председателя общины лишил полномочий. Настоятель общины о. Карп просил его объяснить почему и за что, но он и его запретил. А затем без официального объявления, собрал каких-то людей, даже не членов общины и самочинно назначил председателем общины близкого ему человека. Этот его назначенец аморального поведения и однажды отца Карпа, которому 74 года, даже таскал за грудки и хотел его отлупить, потому что о. Карп отказался рекомендовать этого «карьериста» в председатели общины, но хорошо люди были и не дали батюшку в обиду. И вот его Патермуфий назначил председателем общины. Члены общины были на этом сборище и сказали ему, что его действия нарушают не только церковные каноны, но и все государственные законы. Самым активным прихожанам Патермуфий просто запретил ходить в церковь. А остальные сами перестали туда ходить, часть молится по домам, а часть ушла в РДЦ.

    • Иван Калашников

      РДЦ очень активно ведут миссионерскую деятельность, подбор священников у них хороший.
      Ну и конечно такие как Патермуфий им очень помогают. Людям же нужно где-то молится. И РДЦ никого не выгоняет, а всех принимает, поэтому и у РДЦ идет эффективное восстановление общин.

    • Сергий 985

      В курсе ли московская митрополия про эти проблемы в Улан-Удэ? Жалобы писали прихожане?

    • Иван Калашников

      Ну конечно в курсе, там жалоб вагон и маленькая тележка, это же тянулось годами и людям просто надоело бездействие одних и беспредел других. Была Иркутско-Амурская епархия созданная еще в 1910-11 гг. В 2011 г. в Улан-Удэ еще успели отметили 100-летие епархии. Первые епископы Иркутско-Амурские канонизированы — это епископ Иосиф, умерший в Харбине и епископ Афанасий, расстрелянный в 1938 г. Но трудами епископа Патермуфия (с 2010 г.) от Иркутско-Амурской епархии даже названия не осталось. И Собор в Москве, по одному заявлению епископа ликвидировал Иркутско-Амурскую епархию и создал две епархии, может это и правильно, но так не делается, у людей-то можно было спросить, хотя бы съезд епархиальный провести. Отличие старообрядцев от никониан и состоит в Соборности. К моменту разделения Иркутско-Амурской епархии, в подчинении еп. Патермуфия осталось 3 прихода. Вот и поделили их в Москве по 1,5 прихода в каждую епархию. До 1930-х г. в Иркутско-Амурской епархии было около 30 крупных общин. Да, люди-то и сейчас есть, только их организовать некому, а кто должен по должности их собрать, те их разгоняют.

    • Сергий 985

      Любопытно. Старообрядцы любят пинать никониан за то, что мол у никониан миряне отстранены от церковного управления. На деле же видим:
      — назначение епископа Патермуфия с последующим назначением им ключевых управленцев на местах поперек воли местных прихожан;
      — лишение рогожской общины 4-х из 5-ти кандидатов на Собор из мирян…

      То есть идёт такое же последовательное замещение соборной власти мирян на вертикаль духовенства из митрополии. И что, в чем от никониан принципиальная разница?

    • Иван Калашников

      Да как ни печально, но это факт. Разница в том, что насколько я знаю никониане своих прихожан не выгоняют из церкви.

    • Сергий 985

      Вот недавно тут писали о новом проекте, сформирована рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества. Любопытно, но от РПсЦ в этой группе опять сплошное духовенство. Так и задумано или так снова вышло?

    • Иван Калашников

      Как я понял из статей которые на рувере и в инете, рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества создана строго на религиозной основе священством, если так, то все правильно пусть священники ведут богословский диалог, который подразумевает пути сближения.

      Но есть еще отдельная группа старообрядческой общественности, которые хотят создать Всероссийскую общественную старообрядческую организацию, эти хотят объединится на национально-культурной основе по опыту Общины русских-липован Румынии. Я думаю одно другому не мешает.

  2. Русская вера

    Благодарим уважаемого профессорf Феодора Кирилэ за интереснейшую историю, о которой совсем не знали российские читатели. Вывод из этого повествования очевиден: если в Румынии смогли создать такое общество, то и в России, с гораздо большим числом старообрядцев, это можно сделать. Но всё будет зависеть от того, появится ли реально действующая группа активистов и единомышленников, как в Бухаресте в 1990 году.

  3. Иван Калашников

    Молодцы липоване в Румынии, а у нас будут создавать Всероссийскую общественную старообрядческую организацию или в России это запрещено, или некому?

    • Иерей Панкратов

      У них духовные отцы и настоятели и свои есть … только не очень-то они их слушают:(

    • Иерей Панкратов

      Если бы слушали, организация была бы,и ещё лучше чем есть … бывал в Румынии и знаю, если что …

    • Рассказывали, что проводили в РПСЦ всеобщий съезд в конце 90-х годов, чтобы создать организацию, да на второй день прикрыли все, опять же послушавшись священноначалие. Так с тех пор и нет ничего, кроме отцов да настоятелей… Хорошо что в Румынии не стали слушаться.

    • Да, Кирилл! Как показывает практика, лучше общественные начинания делать без священников, однако с их благословения (и не более).

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля