Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ Алексей Александрович Безгодов, безусловно, является одним из самых активных и авторитетных представителей Древлеправославной Поморской Церкви. Сегодня мы беседуем с ним о современной истории старообрядческой общины Великого Новгорода, молодежной политике в ДПЦ, возможности почитания послераскольных святых в безпоповстве и современной ситуации в области прав верующих.
***
Храм во имя Рожества Богородицы был построен в 1379 году, после того, как прежняя деревянная церковь сгорела при пожаре. В последующее время здание церкви подвергалось некоторым переделкам, так, в XVII веке взамен узких стреловидных были прорублены большие окна и установлены новые входные порталы. В XIX веке с запада был пристроен каменный притвор. Характерными деталями церкви являются вкладные каменные кресты и пояс цветных изразцов под карнизом купольной юбки. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от бомбардировок. Были разрушены почти все церковные своды и купол.
Да. Но сейчас он используется как подсобное помещение. Имеется небольшая столярная мастерская.
Да. У нас всего девять общин в области, а храмов четыре: кроме новгородского, еще в Старой Руссе, в Волотовском районе, и в поселке Крестцы. Также есть каменный храм в г. Сольцы, но пока недействующий. Он еще не передан нам, мы ходатайствуем о его передаче.
Да, есть. У нас здесь много молодежи. Старшее поколение уходит, численность из-за этого сократилась. На клиросе в основном молодежь у нас. Но молодежь работает, и когда бывает какой-то праздник на неделе, то некому прийти, потому что все на работе. Понятное дело, что есть и бабушки на клиросе, но большая часть — молодежь. Сейчас у нас один человек из Риги переехал в Новгород, там был клирошанином, а сейчас у нас. И еще одна молодая семья собирается к нам переезжать из Поволжья, Самарской области.
Что касается численности прихожан, то мы считаем, что численность прихожан у нас около 500 человек, а исповедников, конечно, меньше. Согласно нашему журналу исповедников, у нас где-то 140–150 исповедников. А вот по журналу треб, в год человек 500 заказывают требы. Это говорит о том, что не все, кто являются прихожанами, приходят на исповедь.
Не могу сказать, что много, но есть.
Мы проводим мероприятия для детей в основном три раза в год: это детские встречи на Рождество, на Пасху и перед началом учебного года, и это не только для детей. Кроме этого, у нас проходит международный лагерь на юге Псковской области, туда каждый год съезжаются гости не только с России, но и с Украины, Прибалтики и т. д. Численность насельников лагеря доходит до 50–70 и более человек. Очень удобное географическое расположения лагеря: и из Петербурга можно доехать, и из Москвы — 15 км до границы с Белоруссией. Там cтароверская деревня, оттуда родом один из питерских наставников. Есть лагеря и в других странах. В этом году я со своей семьей побывал в лагере в Латвии, а затем в Литве, а потом уже в наш российский приехали.
Мы, конечно, общаемся, но каких-то общих дел у нас нет. Обращаемся в Управление по культуре, потому что нужно храмы восстанавливать, и один, и другой. Косметический ремонт мы можем сделать, но уже требуется капитальный ремонт, а на него не хватает средств. Каждый год через Управление по культуре пытаемся оформлять какие-то гранты, но пока безрезультатно. Мы-то к властям ходим, но они нас пока особо не замечают.
А у нас она не запрещена. Официальная канонизация в поморском староверии не производится по причине отсутствия епископата. Считается, что именно епископ придает законность такому действию, хотя из истории мы знаем, что в прошлом почитание святых возникало в народе по самому факту святости жизни или мученической смерти во имя Христово. Так и у нас есть свои святые, некоторым даже составлены жития и службы. Так же и пострадавшие за старую веру у нас почитаются. В Пустозерске освящена церковь во имя протопопа Аввакума. До раскола было такое понятие «местночтимые святые», то есть святые, которых почитают на местах, но официально они не канонизированы. У нас есть решение Собора, на котором было сказано, что мы, безусловно, почитаем пострадавших за веру во время гонений как святых, но не дерзаем совершать официальную канонизацию в связи с отсутствием епископов.
Дело в том, что на конференции мы изначально планировали поднимать вопросы, которые волнуют старообрядчество, а в итоге, к сожалению, конференция превратилась в протокольное мероприятие для галочки: пришли, отметились, поговорили — и все. Пытаясь как-то немножко завести участников конференции, я высказывал какие-то пусть и утопичные, но яркие идеи, которые могут увлечь людей. По поводу реабилитации, думаю, тема эта неплохая. Здесь, конечно, не имеется в виду политическая реабилитация. Для политической реабилитации у нас даже нет уголовного дела, которое можно было бы рассмотреть и принять по нему какое-то решение. Отсутствие уголовного дела как раз повод для уже не уголовной, а исторической реабилитации. Во многих книгах, учебниках, литературе постоянно тиражируется информация, что протопоп Аввакум — государственный преступник, был казнен за хулу на Царский дом. Однако вопрос: если вы так утверждаете, докажите, покажите, на основании каких документов вы считаете, что он был казнен как государственный преступник. Но этих материалов нет. Это все было выдумано миссионерами в XIX веке. Из этого и возникает вопрос о проведении исторической, моральной реабилитации, чтобы люди перестали писать клевету. С одной стороны, его считают писателем с мировым именем, с другой — государственным преступником. Сейчас, особенно в связи с этими законами о религиозном экстремизме, получается, если святой у нас государственный преступник, то мы сами от этого недалеко ушли. Выходит, что если мы не будем поднимать вопрос о реабилитации протопопа Аввакума, то скоро может возникнуть вопрос о репрессиях в нашу сторону.
Так исторически сложилось, что в России некоторые законы мало что значат. Законы у нас создаются почему-то не для людей, а для карательных органов, чтобы у них был повод кого-то за что-то взять. Этот закон можно применять для репрессивных действий, других причин я не вижу. Он реально ничего не может ограничить. Вот, например, нельзя проводить миссионерскую деятельность без официального разрешения, как сказал глава российских пятидесятников С. В. Ряховский: «Какая проблема? Мы сейчас выпишем всем своим прихожанам разрешения!» Каким образом и что они будут этим законом регулировать — непонятно. Во-вторых, этот закон абсолютно противоречит Конституции, где сказано, что любой человек имеет право исповедовать свою религию и, соответственно, распространять. В связи с этим законом получается такая интересная вещь: религиозные организации заниматься проповеднической деятельностью без лицензии-разрешения не имеют права, а любой частный человек имеет, потому что это прописано в Конституции. Этот закон ограничивает деятельность религиозных объединений, а не людей. Любой человек, если его остановили и просят предъявить разрешение, может сказать: «а я не от религиозной организации провожу миссионерскую деятельность, а от себя лично». И тогда получается, что человек не подпадает под этот закон. Но, как я сказал ранее, поскольку у нас законы созданы для репрессивных механизмов, то получается, что никто тебя не будет слушать, а арестуют, посадят, ссылаясь на этот закон. В некотором роде я бы назвал этот закон шагом в сторону возвращения к советской религиозной политике. Сейчас, как уже было отмечено религиоведами, по этому закону получается, что проповедь атеизма или безбожия никак не регламентируется и ничем не ограничена, а проповедь христианства регламентируется и ограничена. Этот закон уже, скажем, урезает религиозные права верующих по сравнению с правами атеистов. Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, государство пытается все больше контролировать церковную деятельность.
Что касается регистрации, у нас большинство общин не имеют государственной регистрации. Например, в Новгородской области зарегистрированы всего три общины, а действует девять. Я уже не говорю про Сибирь, Урал, где на одну зарегистрированную общину приходится десять незарегистрированных. У нас даже в Санкт-Петербурге зарегистрирована одна община, а действуют три храма. Как правило, многие наши моленные находятся в частной собственности. Как раз закон Яровой по некоторым пунктам вполне противоречит Конституции. Сталинская Конституция считалась самой демократичной в мире. Она декларировала, в том числе, свободу вероисповедания и всяческие права, однако это не мешало репрессиям. Проблема в том, что, к сожалению, государство не всегда считает необходимым соблюдать те нормы, которые прописаны в Конституции.
К вопросу о регистрации. В сельской местности наши христиане не хотят регистрировать общины, потому что не видят никаких плюсов от такой регистрации, а вот проблем много: и отчетность, и проверки. Зачем им это надо? Например, в странах Прибалтики регистрация общины длится три дня, а в некоторых странах даже это можно сделать через Интернет. У нас этот процесс занимает год.
Многие старушки в общинах не хотят этим заниматься, это же все очень сложно: не там запятую поставил — и все переделывать приходится!
Создается впечатление, что процесс специально усложняют, чтоб ограничить количество зарегистрированных общин. Бывает, зарегистрируют общину, а потом снимают с регистрации, потому что нужно предъявлять постоянные отчеты, но люди живут в деревнях, а до областного центра 100–300 км. Если раньше это можно было сделать в районных центрах, то теперь только в областных. Жили без регистрации у нас общины — и живут сейчас, и храмы строят. Таким образом, государство нас само выталкивает на какой-то параллельный путь развития. А потом говорят: «вот они там у себя сидят в оппозиции». Извините, а кто нас в это положение загнал? Мы не находимся в оппозиции государству, но мы не можем жить в тех условиях, которые нам государство ставит. Приходится приспосабливаться к этим законам и нормам.
Честно говоря, характер и деятельность межстарообрядческой рабочей группы до конца мне непонятны. Ее цели и задачи для меня тоже довольно-таки неясны. Группа действует уже почти год, но я не вижу каких-то больших результатов. Все те вопросы, которые решали, могут быть решены и без этой группы. При этом обсуждаются какие-то культурные мероприятия: «вот давайте выставку сделаем, конференцию проведем». Мы конференции и без этого организовываем.
Написали в резолюции: «развитие связей со старообрядческими общинами в регионах». Так мы со своими общинами в регионах связи и сами развиваем, нам для этого рабочая группа не нужна. Собирали мы эту группу для контактов и взаимодействия с властями, так давайте этим и заниматься. Но мы этим почти не занимаемся. Пока что у меня довольно скептическое отношение к работе этой группы.
Комментариев пока нет