Елена, Томск
10 января 2020

Является ли крещенское купание традицией для христиан России?

В последнее время стало очень распространённым купание на Крещение. Является ли оно традицией для христиан России и не идёт ли вразрез со святоотеческим наставлением? Как к этому относиться?

Действительно, совсем недавно приобрели популярность народные купания под праздник Богоявления. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Еще в середине XVI в. царь Иоанн Грозный указывал отцам Стоглавого собора, что «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещение, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…». В ответ на это собор постановил, что «православным християном не подобает тако творити, но Божестенные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию» (гл. 41 вопрос 24).

Естественно, духовное содержание современных крещенских купаний несколько трансформировалось. Это стало новым видом развлечений. В массовом сознании бытует представление о том, что купание в крещенской проруби очищает все грехи: уже не нужно ни посты соблюдать, ни исповедоваться, ни молиться, ни в церковь ходить. Многие из купальщиков говорят, что они словно второй раз родились или второй раз крестились и все грехи смыли. Это Богохульство. Напомним, что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи. Но это происходит только в Таинстве Крещения при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его. В Символе Веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. И всякий православный человек знает, что грех смывается только в Таинстве Крещения при троекратном погружении в воду, а также в слезах покаяния в Таинстве Исповеди.

Из благоговения перед святостью праздника Крещения Господня в Сочельник Богоявления установлен строгий пост, тогда как купальщики очень часто употребляют спиртное.

Наконец, купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Как видно из всего богослужения на праздник Богоявления, святую воду черпают, вкушают, ею помазываются и освящают дома. Ни одного слова о купании в ней не обретается. И здравие мы получаем не от купания, а от причащения святой воды.
Следует помнить, что те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, лютый мороз, пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, бросаются в воду и вследствие этого погибают, причисляются к самоубийцам. Написано также:

не искушай Господа Бога твоего (Мф. 4:7).

Итак, это обычай никакого отношения к православию не имеет. 

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля