Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (29)

  1. Екатерина Петрова

    Не летайте самолётами, поездами и автотранспортом не передвигайтесь, зная о том, что случаются аварии вы автоматически, попав в катастрофу будете причислены к самоубийцам. Вообще жить опасно, от этого умирают: родился — самоубийца. Автор явно что то недодумал. А купаться на крещение, Рождество, кого бы то ни было явления, и без повода, это честное слово куда здоровее, чем отравляться алкоядом, названным кровью (одно другого не легче). Неужели вы настолько безбожники, что вам для Веры здания нужны (украденые у древней Руси, с её Богами), картинки както в этих зданиях менять требуется и прочее библийчитательсво (где автор так же что то недодумал)…

  2. Константин

    "внедрить в воду благодать Пресвятого Духа"- как про нано-технологии- "внедрить". Откуда автором взято про то, "что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи." Это что за новотолкования Писания, интересно знать?

    "при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его."—- Прям в воде и находится Христос со Святым Духом? А Бог Отец? И опять, откуда такие толкования берутся? Какая то прям неостарообрядческая традиция от себя толкования Писания. Мрак..

    • Русская вера

      Константин, почитайте святителя Григория Паламу. Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления. Обратите также внимание на цитаты в п. 3

  3. Сергей Агеев

    Никто из православных христиан не считает крещенское купание "вторым крещением" — это просто благочестивая и красивая традиция. Никто к ней не принуждает, все добровольно. Люди от избытка сердца хотят сделать в этот день что-то особенное. В конце-концов, есть и распространенная традиция погружения в святые источники. Но это ведь не "второе крещение". И все с молитвой погружаются в них для обретения душевного и телесного здравия. Это просто паломничество к святыням. Почему данная традиция не присутствует у старообрядцев — странно. Впрочем, есть и другие благочестивые традиции, которые у староверов, разумеется, присутствуют, но не очень развиты — почитание чудотворных икон, святых мощей, паломничество к святым местам, к тем же источникам. Видимо, это связано с тяжелыми историческими условиями существования староверия. Но видеть в крещенском купании очередные "новины" РПЦ неправильно. Безусловно, это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век. И даже если она возникла и после 17 века, она ничуть не хуже старых русских традиций. Это как раз тот случай, когда в новизнах старина слышится.

    • Сергий 985

      > это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век

      Древняя традиция это до раскола, а 19-й век это уже после раскола, так что для старообрядцев не катит.

      Любую традицию можно сделать по-доброму полезной, главное подойти ко всему правильно. Главная опасность текущих окунаний — что они воспринимаются как омытие грехов, как некое таинство которое механически подаёт благодать. Такие же угрозы несут и остальные внешние проявления традиций: почитание чудотворных икон и т.п. Здесь надо не запрещать и отрицать, а учить как поступать верно даже в условиях сложившихся традиций.

      Это как с новым годом. Можно упереться рог.. простите, лбом и отрицать до последнего праздник как данность. А можно научить людей и гражданское новолетие встретить по-христиански. Так и с купанием.

    • Сергей Агеев

      Ну, древние традиции имеют свойство меняться. Славяне, например, не носили бород, а вот многие народы в Европе (лангобарды, скандинавы и др) — носили. А потом стало наоборот.
      Нельзя же искусственно замуровывать себя в 17 веке, да еще исключительно во временах царя Алексея Михайловича.
      В любом случае, упрек, высказанный в статье, не справедлив. Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям, пусть и не развитым непосредственно в старообрядчестве, так нет..

    • Сергий 985

      > Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям

      А если завтра русские люди начнут через костёр прыгать и Ярилу славить, называя его Христом в понимании дохристианских славян — тоже радоваться? Ну и заодно капища возродить как прообразы алтарей, и жертвоприношения как прообразы Евхаристии?
      К традициям надо с умом возвращаться, а не любой маскарад устраивать и терпеть лишь бы своё, русское, а не еврожидоамериканское.
      Старообрядцы, конечно, нередко в крайности заходят со своим обиженным ворчанием, но послушать их смысл есть хотя бы для того, чтоб в итоге поступить правильно, и "возвращение" к традиции не увело куда. Если народ реально начнет верить, что грехи в проруби смывает, то это по выражению одной "старообрядческой мысли" уже называется "Ахтунг" с тремя восклицательными знаками, и подобного возрождения лучше совсем бы не было, чем такое.
      Другой вопрос, что "возрождение" уже пошло, и ворчать, что "так низзя" уже поздно. А не можешь победить — возглавь. В конце-концов есть много разных внешних действий которые имеют духовное значение — те же крестные ходы, например. Но никто же не думает (ведь не думает, да?), что с каждым шагом этого хода отваливается один грешок, или грех прощается за каждые пройденные сто метров (округление в сторону большего). Так и с прорубью: ну пусть будет новая поместная традиция сигать в прорубь, но только пусть она не обрастает лжемистикой.

      > Нельзя же искусственно замуровывать себя в 17 веке, да еще исключительно во временах царя Алексея Михайловича.

      Ревнители вас замуруют за эти слова прямо в нашем времени и прямо в бетон.

    • Сергей Агеев

      Вы все правильно говорите. Но тут могут быть две крайности — действительно возникновение суеверий, и, не менее опасная — видеть суеверия везде, даже там, где их нет. Вот и в критике (а она идет не только со стороны старообрядцев, но и многих в РПЦ) крещенских погружений как раз преобладает вторая крайность. Ну, разумеется, никто не думает, что погружение в "ердань" смывает грехи. Когда, например, воскликнет только что окунувшийся, полный впечатлений человек — "чувство такое, словно все грехи омыты!" — понятно ведь, что это образно говорится, и видеть в этом суеверие — это просто цеплянием к словам.
      Люди погружаются с молитвой в крещенскую воду за тем же, зачем и в святые источники в любое время года — получить здравие телесное и душевное. А тут сама Крещенская святая вода! Да, это не церковный обряд, а народный обычай, но он очень даже не плох.

      "Ревнители вас замуруют"

      Поругают, а потом, может, и спасибо скажут. Я считаю, что создание правильное и полноценное осмысление русской истории и есть один из инструментов для уврачевания страшной раны раскола.

    • Сергей Агеев

      Нашел свежий твитт одного игумена РПЦ: "Те, кто пишут против крещенских купаний: 1) сами боятся купаться; 2) не имеют опыта нормального купания, видят только проруби с пьяными".
      А сам он уже 22 года подряд купается в Крещенский сочельник.
      Вот буквально в трех строчках ответ на опасения, изложенные с статье))

    • Сергий 985

      Игумен РПЦ за уши притягивает. Против купаний пишут зачастую потому, что оно не соответствует как раз той форме в которой это купание действительно может быть хорошей поместной традицией.
      Логично было бы, чтобы за неделю до 19-го января РПЦ публиковала статьи и выступления с разъяснениями сути традиции, чем она является, ещё важнее — чем не является, и как правильно в ней поучаствовать если такое желание возникнет.

    • Анна Галкина

      "Царь сел в сани и, пользуясь тем, что духовенство ещё было занято окроплением" бояр и людей" , подъехал к проруби совсем недалеке, где остались оскверненные машкарами.
      Быстро раздавались бедные грешники и с криком кидались в прорубь.
      Царь, остановившийся на минуту, улыбаясь смотрел на зрелище."
      Еп.Михаил Семенов. Книга Второй Рим.

      Никто ни кого не заставляет купаться на Крещение Господне, это просто народная традиция, и не надо грешить что там все пьяные.Седите тогда в етот день в интернете это тоже народная традиция

    • Andrey Marchenko

      На самом деле, погружаться в Иердани в память о Крещении Господнем — это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество. Что же до старообрядцев, то в журнале "Церковь" (№1, 1910г., стр. 4) Белокриницкой иерархии епископ Канадский Михаил (Семенов) возносит данному обычаю панегирики…

    • Игорь Борисович

      К сожалению эта традиция превращается в ужасное шоу этакий "праздник нептуна" на зимний манер. в воду лезут все кому не лень и не только верующии во Христа…И скаждым годом все печальнее.

    • Константин Краснов

      Только что по ящику показывали — в Новочеркасске вместе лезли и християне, и мусульмане — всеобщее братание! А вы — традиция….

    • Andrey Marchenko

      А Гроб Господень? В него только старообрядцы заходят? Что ж теперь Гроб Господень опечатать? Никто староверам не мешает сохранять свои обычаи неприкосновенными. Сделайте свою купель. А что никониане и мусульмане делают, то их проблемы. Никониане и с причастием чудят на всю страну. Что ж нам из-за этого и от Причастия отказаться, раз они оное дискредитируют? В любом случае, называть явно церковный обычай языческим необоснованно.

    • Константин Краснов

      Живя в глуши, хочу узнать: а старообрядцы ко Гробу Господню паломничают? Там же все католико-армяно-никонианское…

    • Andrey Marchenko

      А Вы, Константин, какого согласия будете? Например, от лица РПСЦ в Иерусалиме у порога Судных врат митр. Корнилий с делегацией даже лампаду повесил. У нас в Иерусалиме вовсе свой архиерей постоянно находится. Так что не все там католико-армяно-никонианское :)

    • Константин Краснов

      "какого согласия будете?" Когда я этим же вопросом пытал одного известного в Ярославле старообрядца, единственным ответом было:"Я — православный християнин". Продолжу ярославскую традицию….

      Реакцию на лампаду у "Судных врат" я в почившем журнале "Неопалимая купина" читал….

    • "Оскверненные машкерами" (масками) прыгали в прорубь иную, где вода не освещалась Крестом и это купание было для всех и царя ЗАБАВОЙ. Это как с горы на санях. То же и у Шмелева в "Лъто Господне" — для любителей окунуться в крещенский мороз специальные проруби у кого нет своей, тем в "ердани на портомойне".

    • Сергей Агеев! А чем брились древние славяне перед охотой, или работой в поле, или просто перед тем, как топором помахать — "Жиллеттэ" или опасной бритвой? И перед зерцалом при лучине или на оштупь?
      Andrey! А постановление Стоглаваго собора отсекшее древние Эллинские бъсования о ночном плещеванiи въ навечерiи Крещенiя Господня Вы отвергаете лично или ваша церковная организация? А не находите, что 9-е постановление Владимирскаго Собора "Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше." — говорит о иордани, в которой вода освящается и совершенно не вспоминает купальни (см.выше).

    • Andrey Marchenko

      Вы прочитайте все мои сообщения на тему Крещенских купаний здесь на сайте и поймете мою позицию. Кратко же, нет, ни я, ни Русская Древлеправославная Церковь не отвергает постановление Стоглава о запрете еленских бесований. Мы понимаем этот запрет иначе, чем, видимо, Вы. В постановлении Столгава речь идет не об освящении себя водой конкретно на праздник Крещения, но о пьянках и гулянках на церковные праздники вообще. А то, что Вы смешиваете это все вместе, это лишь Ваше личное прочтение данного определения Стоглава. Так же и Владимирский Собор запретил делать Иердани в форме креста, а не сам обычай. И с этим никто не спорит, в форме креста Иердани делать нельзя. Вы просто смешиваете всероссийские гульбища, которые сейчас популяризируются телевидением, и обычай, который с древности существовал в рамках Церкви. Не нужно ставить в жизнь Церкви в зависимость от внешних: еретиков и язычников. Они беснуются, но Вас же к этому никто не обязывает. Что или кто мешает Вам, при наличии желания, освятить себя водой с благоговением и не вместе с неверными? Они беснуются и на масленицу, и на Пасху. Ну давайте не будем пасхальные яйца красить из-за того что язычники-россияне ими бьют друг друга в лоб и молятся на них. Зачем постоянные крайности? И предвосхищая возможный вопрос, я лично не ныряю в прорубь, но и тех, кто делает это благопристойно, с надеждой на получение от Бога милости, я не дерзаю осуждать или удерживать.

    • странный ответ — я четко указал на постановление Стоглава в части НОЧНОГО ПЛЕЩЕВАНИЯ и на Владимирский Собор в части не упоминания купания в проруби вообще, что Вы предложили в качестве канонического подтверждения "древности и общецерковности" погружения в Иердань, т.е. ничего "не смешивал", все строго по теме: в Иердани освящаемой — никто не купался, а на портомойне — в древние времена окунали грешащих в праздник, причем не очень-то добровольно, а после раскола — к 19 веку уже все желающие начали плескаться.

    • Andrey Marchenko

      Вы ни на что четко не указали. Процитируйте постановления Стоглава и Владимирского Собора в которых запрещается благоговейное омовение на праздник Богоявления. Конкретные цитаты приведите, а не голословные отсылки.

    • Все слова уже сказаны. В дополнение:
      "Но москвичамъ не привыкать стать къ морозамъ.
      На то и Крещенье, чтобы тЪмъ, кто «бЪсовскія хари» надЪвали, жарче было въ ледяной проруби." с.10 Епископъ Михаилъ. Великiй разгромъ. 1913г.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля