Одной из старинных традиций на Руси является освящение святой воды в самый праздник Богоявления на реках и прудах. В последние годы эта традиция стала дополняться так называемыми крещенскими купаниями, когда многочисленные паломники, в том числе и разгоряченные алкогольными напитками, бросаются в ледяные «иордани». Почему у староверов не принято совершать такие «подвиги», а также о других традициях праздника Крещения нам рассказывает настоятель калужской старообрядческой общины о. Иоанн Курбацкий.
Каких-либо особенностей празднования Богоявления в Калужских краях нет. Мы совершаем богослужения, начиная со службы Царских часов. Освящаем воду 5 (18) и 6 (19) января после Литургии в храме. Потом пьем святую воду и кропим ею жилища и прочее. Я думаю, что лучшее прославление праздника не во внешних традициях, а в молитвенном прославлении «нас ради ныне плотию Крещьшагося от Иоанна в водах Иорданских». Богослужение этого праздника очень глубокое по богословскому содержанию.
Особенно сложны каноны. Их творцы, преподобные Козма Маиумский и Иоанн Дамаскин, дают христианам напряженные богословские уроки. Сказано ведь святым пророком: «Пойте Богу нашему, пойте… пойте разумно» (Пс. 46:7–8). Чтобы вникнуть в каноны, уразуметь их смысл, требуется глубокое знание Священного Писания и его святоотеческого толкования. Поэтому благочестиво в эти дни помимо молитвы насыщаться духовной пищей — чтением творений святых отцов. О празднике Богоявления писали святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Григорий Палама и многие другие. Сказал Господь: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос. 6:6).
Действительно, благочестивый древний обычай освящать воду на «иорданях», устроенных на озерах и реках, ныне почти нигде не соблюдается. Причина тому кроется, видимо, в советских гонениях. За годы безбожия, когда открыто этого делать было нельзя, народ позабыл эту традицию. Сегодня мы делаем так, как поступали наши предшественники — освящаем, в основном, в храмах. Далее, за крещенской водой к храмам выстраиваются часовые очереди. Как устроить раздачу воды, освященной в «иорданях», пока не ясно. В храме же мы освящаем воду в специальных сосудах при большом стечении богомольцев. И люди черпают воду сразу после богослужения.
В городах почти невозможно выбраться к рекам. А вот в сельских приходах, надеюсь, обычай освящения воды в открытых водоемах восстановится. Для этого необходима, так сказать, инициатива снизу, ревность самих христиан, которые бы взяли на себя, в том числе, и вопрос обустройства «иорданей» накануне праздника. На священнике и причте в эти дни лежит большая богослужебная нагрузка, заниматься этим просто нет времени. Надо учитывать и реальные возможности каждого прихода. Среди клирошан есть дети и люди преклонного возраста. Мы не можем их принуждать петь на морозе довольно-таки продолжительное время.
В некоторых старообрядческих общинах, особенно расположенных не в центральной России, освящение в сам день Богоявления в реках или озёрах всё же совершается — прим. ред.
Народные купания под праздник Богоявления совсем недавно приобрели популярность. Но, как известно, все новое — это хорошо забытое старое. Еще в середине XVI века царь Иоанн Грозный указывал отцам Стоглавого собора, что «в русалье о Иване дни, и в навечерие Рождества Христова и Крещения, сходятся мужи и жены и девицы, на нощное плещевание и безчинный говор, на бесовские песни и плясания, и на Богомерзкия дела, и бывает отроком осквернение и девкам растление…». В ответ на это собор постановил, что
православным християном не подобает тако творити, но Божестенные праздники и святых, почитати и праздновати во славу Божию (гл. 41 вопрос 24).
Естественно, духовное содержание современных крещенских купаний несколько трансформировалось. Это стало новым видом развлечений. В массовом сознании бытует представление о том, что купание в крещенской проруби очищает все грехи: уже не нужно ни посты соблюдать, ни исповедоваться, ни молиться, ни в церковь ходить. Многие из купальщиков говорят, что они словно второй раз родились или второй раз крестились и все грехи смыли — это Богохульство!
Напомним, что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи. Но это происходит только в Таинстве Крещения при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его. В Символе Веры мы исповедуем едино крещение во оставление грехов. И всякий православный человек знает, что грех смывается только в Таинстве Крещения при троекратном погружении в воду, а также в слезах покаяния в Таинстве Исповеди.
Из благоговения перед святостью праздника Крещения Господня в Сочельник Богоявления установлен строгий пост, тогда как купальщики очень часто употребляют спиртное. Наконец, купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Как видно из всего богослужения на праздник Богоявления, святую воду черпают, вкушают, ею помазываются и освящают дома. Ни одного слова о купании в ней не обретается. И здравие мы получаем не от купания, а от причащения святой воды.
Следует помнить, что те, кто, видя явную опасность для своей жизни, например, лютый мороз, пренебрегая этой опасностью, без всякой разумной причины, но чтобы прославиться смелостью, удалью или победить в споре, бросаются в воду и вследствие этого погибают, причисляются к самоубийцам.
Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).
Итак, этот обычай никакого отношения к православию не имеет, и поэтому старообрядцы в крещенских купаниях не участвуют.
Кто автор этой статьи?
Не летайте самолётами, поездами и автотранспортом не передвигайтесь, зная о том, что случаются аварии вы автоматически, попав в катастрофу будете причислены к самоубийцам. Вообще жить опасно, от этого умирают: родился — самоубийца. Автор явно что то недодумал. А купаться на крещение, Рождество, кого бы то ни было явления, и без повода, это честное слово куда здоровее, чем отравляться алкоядом, названным кровью (одно другого не легче). Неужели вы настолько безбожники, что вам для Веры здания нужны (украденые у древней Руси, с её Богами), картинки както в этих зданиях менять требуется и прочее библийчитательсво (где автор так же что то недодумал)…
В проруби пересидели, бедная!!!!
"внедрить в воду благодать Пресвятого Духа"- как про нано-технологии- "внедрить". Откуда автором взято про то, "что Христос для того погрузился в воду в момент Своего крещения, чтобы вместе с Собой внедрить в воду благодать Пресвятого Духа и дать воде свойства очищать грехи." Это что за новотолкования Писания, интересно знать?
"при погружении крещаемых в воду, когда в ней находится Сам Христос и Дух Его."—- Прям в воде и находится Христос со Святым Духом? А Бог Отец? И опять, откуда такие толкования берутся? Какая то прям неостарообрядческая традиция от себя толкования Писания. Мрак..
Константин, почитайте святителя Григория Паламу. Беседа о том, что совершается в чинопоследовании Таинства Крещения; в ней же говорится и о покаянии и о словах о сем предмете, сказанные Иоанном Крестителем. Произнесена была в навечерии праздника Богоявления. Обратите также внимание на цитаты в п. 3
Никто из православных христиан не считает крещенское купание "вторым крещением" — это просто благочестивая и красивая традиция. Никто к ней не принуждает, все добровольно. Люди от избытка сердца хотят сделать в этот день что-то особенное. В конце-концов, есть и распространенная традиция погружения в святые источники. Но это ведь не "второе крещение". И все с молитвой погружаются в них для обретения душевного и телесного здравия. Это просто паломничество к святыням. Почему данная традиция не присутствует у старообрядцев — странно. Впрочем, есть и другие благочестивые традиции, которые у староверов, разумеется, присутствуют, но не очень развиты — почитание чудотворных икон, святых мощей, паломничество к святым местам, к тем же источникам. Видимо, это связано с тяжелыми историческими условиями существования староверия. Но видеть в крещенском купании очередные "новины" РПЦ неправильно. Безусловно, это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век. И даже если она возникла и после 17 века, она ничуть не хуже старых русских традиций. Это как раз тот случай, когда в новизнах старина слышится.
> это очень старая русская традиция. По крайней мере, о ней писал Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем", т.е. как минимум, 19 век
Древняя традиция это до раскола, а 19-й век это уже после раскола, так что для старообрядцев не катит.
Любую традицию можно сделать по-доброму полезной, главное подойти ко всему правильно. Главная опасность текущих окунаний — что они воспринимаются как омытие грехов, как некое таинство которое механически подаёт благодать. Такие же угрозы несут и остальные внешние проявления традиций: почитание чудотворных икон и т.п. Здесь надо не запрещать и отрицать, а учить как поступать верно даже в условиях сложившихся традиций.
Это как с новым годом. Можно упереться рог.. простите, лбом и отрицать до последнего праздник как данность. А можно научить людей и гражданское новолетие встретить по-христиански. Так и с купанием.
Ну, древние традиции имеют свойство меняться. Славяне, например, не носили бород, а вот многие народы в Европе (лангобарды, скандинавы и др) — носили. А потом стало наоборот.
Нельзя же искусственно замуровывать себя в 17 веке, да еще исключительно во временах царя Алексея Михайловича.
В любом случае, упрек, высказанный в статье, не справедлив. Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям, пусть и не развитым непосредственно в старообрядчестве, так нет..
> Наоборот, радоваться бы должны, что русские люди возвращаются к красивым традициям
А если завтра русские люди начнут через костёр прыгать и Ярилу славить, называя его Христом в понимании дохристианских славян — тоже радоваться? Ну и заодно капища возродить как прообразы алтарей, и жертвоприношения как прообразы Евхаристии?
К традициям надо с умом возвращаться, а не любой маскарад устраивать и терпеть лишь бы своё, русское, а не еврожидоамериканское.
Старообрядцы, конечно, нередко в крайности заходят со своим обиженным ворчанием, но послушать их смысл есть хотя бы для того, чтоб в итоге поступить правильно, и "возвращение" к традиции не увело куда. Если народ реально начнет верить, что грехи в проруби смывает, то это по выражению одной "старообрядческой мысли" уже называется "Ахтунг" с тремя восклицательными знаками, и подобного возрождения лучше совсем бы не было, чем такое.
Другой вопрос, что "возрождение" уже пошло, и ворчать, что "так низзя" уже поздно. А не можешь победить — возглавь. В конце-концов есть много разных внешних действий которые имеют духовное значение — те же крестные ходы, например. Но никто же не думает (ведь не думает, да?), что с каждым шагом этого хода отваливается один грешок, или грех прощается за каждые пройденные сто метров (округление в сторону большего). Так и с прорубью: ну пусть будет новая поместная традиция сигать в прорубь, но только пусть она не обрастает лжемистикой.
> Нельзя же искусственно замуровывать себя в 17 веке, да еще исключительно во временах царя Алексея Михайловича.
Ревнители вас замуруют за эти слова прямо в нашем времени и прямо в бетон.
Вы все правильно говорите. Но тут могут быть две крайности — действительно возникновение суеверий, и, не менее опасная — видеть суеверия везде, даже там, где их нет. Вот и в критике (а она идет не только со стороны старообрядцев, но и многих в РПЦ) крещенских погружений как раз преобладает вторая крайность. Ну, разумеется, никто не думает, что погружение в "ердань" смывает грехи. Когда, например, воскликнет только что окунувшийся, полный впечатлений человек — "чувство такое, словно все грехи омыты!" — понятно ведь, что это образно говорится, и видеть в этом суеверие — это просто цеплянием к словам.
Люди погружаются с молитвой в крещенскую воду за тем же, зачем и в святые источники в любое время года — получить здравие телесное и душевное. А тут сама Крещенская святая вода! Да, это не церковный обряд, а народный обычай, но он очень даже не плох.
"Ревнители вас замуруют"
Поругают, а потом, может, и спасибо скажут. Я считаю, что создание правильное и полноценное осмысление русской истории и есть один из инструментов для уврачевания страшной раны раскола.
Нашел свежий твитт одного игумена РПЦ: "Те, кто пишут против крещенских купаний: 1) сами боятся купаться; 2) не имеют опыта нормального купания, видят только проруби с пьяными".
А сам он уже 22 года подряд купается в Крещенский сочельник.
Вот буквально в трех строчках ответ на опасения, изложенные с статье))
Игумен РПЦ за уши притягивает. Против купаний пишут зачастую потому, что оно не соответствует как раз той форме в которой это купание действительно может быть хорошей поместной традицией.
Логично было бы, чтобы за неделю до 19-го января РПЦ публиковала статьи и выступления с разъяснениями сути традиции, чем она является, ещё важнее — чем не является, и как правильно в ней поучаствовать если такое желание возникнет.
"Царь сел в сани и, пользуясь тем, что духовенство ещё было занято окроплением" бояр и людей" , подъехал к проруби совсем недалеке, где остались оскверненные машкарами.
Быстро раздавались бедные грешники и с криком кидались в прорубь.
Царь, остановившийся на минуту, улыбаясь смотрел на зрелище."
Еп.Михаил Семенов. Книга Второй Рим.
Никто ни кого не заставляет купаться на Крещение Господне, это просто народная традиция, и не надо грешить что там все пьяные.Седите тогда в етот день в интернете это тоже народная традиция
На самом деле, погружаться в Иердани в память о Крещении Господнем — это обычай древний и общецерковный. Об этом пишет Даниил Заточник (12 век). Владимирский Собор (1274г.) запретил лишь делать проруби в форме креста, но сам обычай никак не уничижал. И других исторических свидетельств о сем обычае множество. Что же до старообрядцев, то в журнале "Церковь" (№1, 1910г., стр. 4) Белокриницкой иерархии епископ Канадский Михаил (Семенов) возносит данному обычаю панегирики…
К сожалению эта традиция превращается в ужасное шоу этакий "праздник нептуна" на зимний манер. в воду лезут все кому не лень и не только верующии во Христа…И скаждым годом все печальнее.
Только что по ящику показывали — в Новочеркасске вместе лезли и християне, и мусульмане — всеобщее братание! А вы — традиция….
А Гроб Господень? В него только старообрядцы заходят? Что ж теперь Гроб Господень опечатать? Никто староверам не мешает сохранять свои обычаи неприкосновенными. Сделайте свою купель. А что никониане и мусульмане делают, то их проблемы. Никониане и с причастием чудят на всю страну. Что ж нам из-за этого и от Причастия отказаться, раз они оное дискредитируют? В любом случае, называть явно церковный обычай языческим необоснованно.
Живя в глуши, хочу узнать: а старообрядцы ко Гробу Господню паломничают? Там же все католико-армяно-никонианское…
Еще как паломничают. И ничего, ни армяне им мешает, ни иудеи…
!!!…???…!!!
А Вы, Константин, какого согласия будете? Например, от лица РПСЦ в Иерусалиме у порога Судных врат митр. Корнилий с делегацией даже лампаду повесил. У нас в Иерусалиме вовсе свой архиерей постоянно находится. Так что не все там католико-армяно-никонианское :)
"какого согласия будете?" Когда я этим же вопросом пытал одного известного в Ярославле старообрядца, единственным ответом было:"Я — православный християнин". Продолжу ярославскую традицию….
Реакцию на лампаду у "Судных врат" я в почившем журнале "Неопалимая купина" читал….
При этом журнал уже почил, а лампада все висит ;)
"Оскверненные машкерами" (масками) прыгали в прорубь иную, где вода не освещалась Крестом и это купание было для всех и царя ЗАБАВОЙ. Это как с горы на санях. То же и у Шмелева в "Лъто Господне" — для любителей окунуться в крещенский мороз специальные проруби у кого нет своей, тем в "ердани на портомойне".
Сергей Агеев! А чем брились древние славяне перед охотой, или работой в поле, или просто перед тем, как топором помахать — "Жиллеттэ" или опасной бритвой? И перед зерцалом при лучине или на оштупь?
Andrey! А постановление Стоглаваго собора отсекшее древние Эллинские бъсования о ночном плещеванiи въ навечерiи Крещенiя Господня Вы отвергаете лично или ваша церковная организация? А не находите, что 9-е постановление Владимирскаго Собора "Никтоже да не пишет на земли креста и на леду, егда воду крестят, да не оукаряемо боудет победное оружье наше." — говорит о иордани, в которой вода освящается и совершенно не вспоминает купальни (см.выше).
Вы прочитайте все мои сообщения на тему Крещенских купаний здесь на сайте и поймете мою позицию. Кратко же, нет, ни я, ни Русская Древлеправославная Церковь не отвергает постановление Стоглава о запрете еленских бесований. Мы понимаем этот запрет иначе, чем, видимо, Вы. В постановлении Столгава речь идет не об освящении себя водой конкретно на праздник Крещения, но о пьянках и гулянках на церковные праздники вообще. А то, что Вы смешиваете это все вместе, это лишь Ваше личное прочтение данного определения Стоглава. Так же и Владимирский Собор запретил делать Иердани в форме креста, а не сам обычай. И с этим никто не спорит, в форме креста Иердани делать нельзя. Вы просто смешиваете всероссийские гульбища, которые сейчас популяризируются телевидением, и обычай, который с древности существовал в рамках Церкви. Не нужно ставить в жизнь Церкви в зависимость от внешних: еретиков и язычников. Они беснуются, но Вас же к этому никто не обязывает. Что или кто мешает Вам, при наличии желания, освятить себя водой с благоговением и не вместе с неверными? Они беснуются и на масленицу, и на Пасху. Ну давайте не будем пасхальные яйца красить из-за того что язычники-россияне ими бьют друг друга в лоб и молятся на них. Зачем постоянные крайности? И предвосхищая возможный вопрос, я лично не ныряю в прорубь, но и тех, кто делает это благопристойно, с надеждой на получение от Бога милости, я не дерзаю осуждать или удерживать.
странный ответ — я четко указал на постановление Стоглава в части НОЧНОГО ПЛЕЩЕВАНИЯ и на Владимирский Собор в части не упоминания купания в проруби вообще, что Вы предложили в качестве канонического подтверждения "древности и общецерковности" погружения в Иердань, т.е. ничего "не смешивал", все строго по теме: в Иердани освящаемой — никто не купался, а на портомойне — в древние времена окунали грешащих в праздник, причем не очень-то добровольно, а после раскола — к 19 веку уже все желающие начали плескаться.
Вы ни на что четко не указали. Процитируйте постановления Стоглава и Владимирского Собора в которых запрещается благоговейное омовение на праздник Богоявления. Конкретные цитаты приведите, а не голословные отсылки.
Все слова уже сказаны. В дополнение:
"Но москвичамъ не привыкать стать къ морозамъ.
На то и Крещенье, чтобы тЪмъ, кто «бЪсовскія хари» надЪвали, жарче было въ ледяной проруби." с.10 Епископъ Михаилъ. Великiй разгромъ. 1913г.