Доброго здравия, батюшка. У меня будет 2 вопроса. Крещен в РПЦ, могу ли я ходить в Древлеправославный храм на службы, участвовать в таинствах и молиться? Всем сердцем чувствую, что РПЦ не моё, но не уверен в себе и своих порывах, ещё есть сомнения. И когда Господь меня вразумит, нужно ли мне будет перекрещиваться для принятия Древлеправославия? И второй вопрос. Как РПСЦ относится к адекватному национализму?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Роман! Конечно же, Вы можете ходить в древлеправославный храм и молиться. Но участвовать в таинствах Вы не можете, пока не присоединитесь к Церкви. Присоединение к Церкви Христовой может происходить через Таинство Крещения и через Таинство Миропомазания. Всё зависит от конкретной частной ситуации. Поэтому Ваш вопрос необходимо решать индивидуально в старообрядческой общине.
Что же касается «адекватного национализма», то я не знаю, что это такое. Церковь не отвергает любовь к Родине, здравый патриотизм, чувство национального достоинства. Но в идеале «во Христе нет ни иудея, ни эллина». Т.е. для Бога нет лицеприятия к национальностям. Нет национальностей хороших и плохих! Также из библейской истории мы знаем, что Сам Бог часто распоряжался так, чтобы тот или иной человек или народ оставлял свои родные места и переселялся в чужестранные.
Сам Бог Своим промыслом управлял тем, что, например, на территории современной России жили другие народы еще 2000 лет. Поэтому Бог так устрояет Своим промыслом, чтобы человек не привязывался к тому или иному клочку земли, роду, племени. Национальная солидарность — это хорошо. А вот национальное соперничество — это только для тех, кто пока не понял смысла жизни.
Доброго здоровья. Организуются ли РПСЦ паломнические поездки по русскому северу? Или другие организованные паломнические или туристические поездки по местам, связанным с историей старообрядчества? Спаси Христос.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Ольга! Традиция паломничества в старообрядчестве жива и развивается. Старообрядцы никоим образом не отделяют себя от дораскольной Русской Церкви и поэтому, древние святыни Руси более чем актуальны для старообрядцев. Наши собратья осуществляют организованные поездки к таким святыням Севера, как Соловецкий, Александро-Свирский, Троице-Сергиев монастыри. Как известно, в том же Соловецком монастыре есть место связанное с историей первых старообрядцев — соловецких страдальцев за веру. Грандиозное ежегодное паломничество совершается в село Великорецкое Кировской области, к месту явления иконы святителя Николы.
Если говорить о местах сугубо старообрядческих, то на Севере, в первую очередь, это Пустозерск — место казни протопопа Аввакума. Среди других старообрядческих мест паломничества выделяется Москва: святыни Рогожского поселка, места страданий и служения наших предков — Андроников монастырь, место заключения протопопа Аввакума, место, где стоял Казанский собор на Красной площади, где служил мученик. В Москве, на Рогожском поселке ежегодно на праздник святых Жен-Мироносиц собирается огромное количество богомольцев со всех уголков старообрядческого мира.
Кроме этого, христиане стремятся на богомолье в Боровск — к месту успения боярыни Феодосии Морозовой (в последнее время к этому месту организуется Крестный ход из подмосковного города Верея). Общецерковным, традиционным и многочисленным стал Крестный ход на родине протопопа Аввакума на Нижегородчине, в селе Большое Мурашкино. Кроме этого, особым почитанием у наших христиан пользуется уральское местечко Шамары, где подвизались старообрядческие иноки Константин и Аркадий. Индивидуальные паломники посещают места бывших старообрядческих монастырей и скитов на Черемшане (Саратовская область), Иргизе (Нижегородская область). На юге старообрядцы организовывают поездки к святым местам Кубани (места порушенных старообрядческих скитов), Абхазии.
Но что хочу отметить, что все эти мероприятия имеют строго общинный характер. Наши паломнические поездки и мероприятия осуществляются не ради зарабатывания денег. У нас нет индустрии паломничества. Каждое такое мероприятие осуществляется отдельной инициативной группой и не похоже на предыдущее. Все зависит от доброй воли и организаторских способностей. Так что, организовать и совершить паломничество у нас может каждый.
Здравствуйте! Меня в старообрядчество привела мама в возрасте подростка. Это было мне интересно и занимало почти все мое свободное время. На тот момент (вторая половина 90-х) в г. Приморско-Ахтарске церковь начинала осваивать новое помещение в районе развилки, которое ранее было грязным ангаром, в чем я, в том числе, принимала активное участие. После уехала учиться в другой город в 1999-ом. В нашей семье были серьезные сложности, поэтому желания приезжать лишний раз не было, таким образом моя жизнь перетекла в светское русло. Вернувшись в родной город в 2003, обнаружила, что церкви уже две и между собою категорически негативно настроены. В каждой из...
иерей Иоанн Севастьянов
Здравствуйте, Анна! Всякие подобные раздоры происходят тогда, когда между людьми возникают определенные «сложности». А догматические и юридические обоснования всегда могут очень быстро найтись для оправдания этих «сложностей». Это происходит в старообрядческих общинах Приморско-Ахтарска, хутора Новопокровского и во многих других подобных местах и ситуациях. Причина всего этого — именно «сложности» во взаимоотношениях людей.
Думаю, что и в вашей семье проблема не в разности мировоззрений или религиозных традиций, а именно, в «сложностях». Даже по тем мелочам, о которых вы упомянули, можно судить о них. У вас «сложности» с родной мамой, с мамой мужа — вашей второй мамой. Насколько я понял, вы в начале сошлись с вашем мужем, а потом стали думать о венчании. Это все тоже «сложности». Я вам советую посмотреть на ситуацию с другой стороны. Наладьте отношения внутри вашей большой семьи, постройте отношения с теми, кто вам близок. И отношения с христианами тоже быстро наладятся.
Здравствуй, отче! Лучший друг хочет, чтобы я крестил его дочь! Я старообрядец, а их семья нет. Как поступить? Спаси Христос!
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Виталий! Я не хочу рассматривать канонические стороны этого вопроса, потому что они для Вас, судя по всему, не важны. Я хочу обратить Ваше внимание на практическую сторону. Вот Вы станете крестным малышки. Ведь Ваша главная обязанность по отношению к ней будет не подарки ей дарить на день рождения, а, в первую очередь, научать ее вере. Вот как Вы будете ее учить совершать крестное знамение — двумя или тремя перстами? Как Вы будете креститься у нее перед глазами? Она ж Вам задаст вопрос — почему ее родители крестятся не так как Вы. В какой храм Вы ее понесете причащать?
Ну и кроме этого, если Вы честно скажете священнику, который будет крестить малышку, что Вы старообрядец, он не допустит Вас быть крестным. Так что попытайтесь сами себе ответить на этот вопрос и понять, что для Вас главнее в жизни.