Главный собор этой Церкви находится напротив станции метро Павелецкая-кольцевая. Большой храм из красного кирпича, увенчанный мощным куполом, напоминает древнерусского витязя. Рядом примостился ресторан с названием "Революция".
Калитка, ведущая на территорию, наглухо закрыта — блокирует возможность войти кому-то из потока людей, проходящих мимо. Те, кому надо, знают, что войти можно со стороны переулка. Входишь в храм и попадаешь в 17-й или даже в 16-й век. Служба по расписанию началась в 7 часов, я сознательно пришел позже, в 8.30, к "Благословенно Царство", к началу собственно литургии.
Во-первых, не присядешь, а ноги-то болят, во-вторых, так совпало, что в последний вторник месяца иноческое правило у нас читают в два часа ночи и поэтому поздно отошел ко сну. Первое, что бросилось в глаза, как только переступил порог храма — это огромное семиярусное паникадило со множеством разноцветных лампад. Трепетные огоньки в них создавали непередаваемую атмосферу таинственности и неотмирности.
В центре храма возвышалась трехъярусная кафедра, в кресле на которой восседал Патриарх Александр (статус Патриархии эта Церковь, являвшаяся ранее архиепископией, провозгласила в 2002-м году; это привело к некоторым сложностям, к значительной изоляции ее положения, но это отдельный разговор). Что было необычным на этом этапе богослужения.
Первое — то, что уже на часах не только архиереи, но и все духовенство (было 15 священников и два диакона) в полном облачении находилось на середине храма. Второе, архиереи (вместе с Патриархом их было четверо) все время сидели, не вставая и не крестясь в такие, положенные по уставу моменты, как на "Приидите, поклонимся", "Аллилуия", "Трисвятое" и в конце "Честнейшую Херувим". Только сам Патриарх и еще один архиерей были в саккосах и с большими омофорами, а двое других были только в фелонях с малыми омофорами. Патриарший жезл держал не иподиакон, стоящий позади Патриарха, а сам Патриарх.
Также держали в своих руках посохи еще два архиерея. После 9-го часа читали антифоны "Благослови" и "Хвали" (на самой литургии пели рядовые антифоны). Начало каждого из стихов на антифонах смиренным гласом возглашал один из священников, попеременно подходя к каждому крылосу, на которых пели , в основном, женщины, обладавшие зычными голосами. На пение "Единородный Сын" они спустились на середину храма и вместе с духовенством впечатляюще пропели этот гимн. Причем, руководил пением сам Патриарх, красиво дирижируя длинной указкой. В конце пения тропарей на "Блажени" Патриарх прочитал молитву и возвел в протодиаконское достоинство второго диакона.
Первый протодиакон служил очень аскетично, ровно, никакого рыка или рева, например, при возглашении "Премудрость прости" не было. Мощно запели "Приидите поклонимся" и весь массив духовенства двинулся в алтарь (мой спутник, пораженный этой непривычной картиной, прошептал мне на ухо: "Похожи на бояр эпохи Иоанна Грозного"). По окончании пения вдруг из алтаря выходит второй архиерей и на три стороны возглашает: "Призри с небесе, Боже и виждь", причем по центру это было сделано только в последнюю очередь.
По новому чину и у старообрядцев на Рогожском это возглашение делает только Предстоятель и только на пении "Святый Боже". Здесь же это было трижды, или даже четырежды — еще и после Евангелия и песнопения "Яко Царя всех подъемлюще". Когда я об этих и других особенностях рассказал епископу Костромскому Викентию (Русская Православная Старообрядческая Церковь — РПСЦ), то он удивился. А ведь раньше приходилось слышать: "Зайдите после Рогожского в храм Древлеправославной Патриархии, зажмурьте глаза и не отличите — служба один к одному". Удивило еще, что основные возгласы на Евхаристическом каноне ("Победную песнь", "Приимите и ядите", "Пийте от нея вси", "Изрядно о Пресвятей") произносили разные священнослужители.
Владыка Викентий: "Нет, у нас на соборной службе эти возгласы произносит только Предстоятель". На службе подходит ко мне мужчина средних лет, спрашивает: "Вы отец Кирилл? Вы ведь заканчивали в Москве истфак пединститута?" Я подтвердил. Он: "Сейчас по-гречески будут петь "Отче наш" — это я подготовил для хора". И действительно, Патриарх по-гречески возгласил "И даждь нам" и хор запел молитву Господню.
Обратил внимание, что после запричастного стиха свещу у царских врат не ставили. Пока духовенство причащалось в алтаре, хоры попеременно многократно пели величание в основном празднуемому в этот день святому — Патриарху Иеросалимскому Александру. Полное отсутствие причастников (и это в пост, на патриаршей службе) произвело гнетущее впечатление. В конце отпуста Патриарх почему-то не осенил народ крестом. Крест для лобзания давал другой архиерей, еще один архиерей давал антидор (дору — по-старому). Вдруг в алтаре при закрытых царских вратах раздался возглас: "Милостиве Господи спаси и помилуй раба Своего Святейшего Патриарха Александра", хор и многие молящиеся подхватили: "И избави его от всякия скорби, гнева и нужды, от всякия болезни душевныя и телесныя, прости ему всякое согрешение вольное и невольное и душам нашим полезное сотвори" с поклонами.
Так пели трижды. Второй раз возглашал сам Патриарх, поминая страну нашу, попечителей, благотворителей и т.д. После исходных поклонов, вопреки нашим ожиданиям, никто из присутствовавших не произносил поздравительную речь — как это обычно бывает, а сам Патриарх благодарил всех за труды и молитвы. Вручил дипломы двум священникам, написавшим работы по окончании духовного училища (ранее оно находилось в г. Новозыбкове Брянской области, а теперь — в Москве). Работы священников он оценил на "хорошо". Немного пожурил их за то, что очень уж у обоих совпадают предисловия к работам, "прямо слово в слово". Когда Патриарх говорил о работе второго священника, служащего в г. Льгов Курской области, особо запомнились его слова о старце Иове Льговском.
Когда произошла печальной памяти реформа Патриарха Никона, то священноинок Иов ее категорически отверг. Совесть его, однако, несколько смущалась: вполне ли он правильно поступил, проявив непослушание церковным властя? Умирая, он завещал братии следующее: если через несколько лет при вскрытии могилы обнаружат его останки нетленными, то пусть это послужит удостоверением правильности его пути и наоборот. И вот, когда вскрывали его могилу и резко сорвали доску с крышки гроба, то увидели старца, лежащего, словно живого. Причем гвоздем от доски задели его руку, и пошла кровь.
Далее Патриарх рассказывал о трудностях, которые испытывает Древлеправославная Патриархия в своих усилиях добиться передачи храмов или строительства новых в Москве, Петербурге, Воронеже и Новосибирске. Прозвучало: "Господствующая Церковь активно все заняла, а также "австрийцы" (т.е. РПСЦ), которые "под Патриархией" (!). Говорил также Патриарх о сложностях детского лагеря, который организовал один из награжденных батюшек, о том, какие добрые матушки у обоих дипломированных священников. Кратко и совсем не слышно для присутствующих поздравили Патриарха настоятель собора протоиерей Максим, староста собора Зинаида, одна из игумений, сослужившее духовенство. Стали петь многолетие. При его возглашении и пении такой мощи и торжественности, как на Рогожском не было.
Пропели многолетие и на румынском языке (в Румынии у Патриархии имеется несколько приходов). Напев был необычным для старообрядческого уха, по-видимому, заимствован у тамошних новообрядцев. Необычно было также то, что во время многолетия Патриарх ограждал всех не крестом, а своим жезлом (правда, на нем тоже был крест). Вместе с народом подошел поздравить Патриарха и я. Поздравил его с днем ангела и юбилеем (ему исполнилось 55 лет). Патриарх очень тепло и благожелательно отреагировал на мое поздравление — все-таки мы вместе заканчивали Московскую духовную семинарию (1983 г.) и учились в духовной академии.
Учась в Московских духовных школах, мы очень плотно общались, часто беседовали, ходили на прогулки. Вернувшись в свой храм, я, как обычно, подробно рассказывал о всем увиденном и услышанном. В это время принесли корреспонденцию. В первом конверте было поздравление с Рожеством и Новолетием старообрядческого митрополита Корнилия с пожеланием помощи Божией в "нелегких пастырских трудах". Было очень приятно.
Источник: Сайт "Старая Русь"
Комментариев пока нет