В сентябре завершила свою работу выставка, посвященная одному из важнейших и, надо заметить, благополучных, спокойных, стабильных и политически удачных периодов в истории России и Русского Православия — периоду становления и укрепления огромного Русского централизованного государства. Этот отрезок нашей истории неразрывно связан с именами двух выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в развитие страны — Иваном Грозным и митрополитом Макарием. Что бы ни говорили и как бы ни пытались умалить их значимость, эту эпоху, которую традиционно мы знаем как «грозненскую», по праву можно называть и «макарьевской» — столь масштабна созидательная деятельность митрополита Московского и всея Руси Макария, стоявшего у руля Церкви в тот период. Именно такое название и дали выставке организаторы: «XVI век. Эпоха митрополита Макария». На ее открытие (в июле) был приглашен старообрядческий Митрополит Корнилий (Титов). Мы же едва успели на «подножку уходящего поезда» — пришли буквально за два дня до закрытия выставки. К сожалению, все экскурсионные программы, проходившие в течение двух месяцев, закончили свою работу, и нам пришлось довольствоваться тем, что мы сами увидим и прочитаем, без сопровождения экскурсовода.
Проходила выставка в одном из красивейших и значимых мест Москвы — Историческом музее. Величественное красное здание в стиле XVI века с белыми, как будто на них круглый год лежит снег, башенками очень органично вписано в ансамбль Красной площади — мимо него так просто не пройдешь, обязательно притянет ваше внимание.
Основатель музея — Александр II, также его возникновение тесно связано с именами русского археолога и историка Ивана Егоровича Забелина и графа Уварова — председателя Московского археологического общества. Строили музей 6 лет, причем начало было положено архитектором Шервудом и инженером Анатолием Семеновым, а закончил строительство Александр Попов, который все свои инженерные проекты (и башен, и художественного оформления залов) разрабатывал, опираясь на замысел графа Уварова. В 1883 году «Императорский Российский исторический музей имени Императора Александра III» принял своих первых посетителей.
В советское время здание изрядно попортили: с башен были сняты двуглавые орлы и геральдические фигуры львов и единорогов, многие росписи и детали интерьера были забелены или уничтожены. Да и вообще здание планировали снести и построить на его месте монумент в честь победы коммунизма, но помешала Великая Отечественная.
В 1986 году музей закрыли на реконструкцию, восстановили интерьеры залов, родословное древо государей Российских; вернули скульптуры двуглавых орлов, единорогов и львов.
Нарядно и ярко встречает музей своих посетителей — лишь войдя, мы словно во дворец попадаем. Потрясает интерьер парадного зала с богатой настенной росписью и львами. На сводах потолка знаменитое генеалогическое древо Рюриковичей и Романовых — 68 портретов великих князей, царей и императоров кисти Васнецова. Музей собрал богатейшую коллекцию — более 5 миллионов экспонатов, многие из которых люди приносили безвозмездно, дарили музею. Но прежде чем подойти к витринам, посетители, уверена, так же как и мы, с восхищением рассматривают сначала сами залы, каждый из которых (а на сегодня их 35) уникален: архитектура, отделка, роспись, лепнина. Оформление залов соответствует представленной эпохе.
В этом уникальном музее собрана практически вся история, со времен «до нашей эры» и заканчивая 20 веком — почти 6 километров хронологического пути, полное погружение в историю. Каменный, бронзовый, ранний железный века, античный мир, раннее средневековье, великое переселение народов в конце IV века, домонгольский период IX–XIII века, путь «из варяг в греки». Редчайшие предметы интерьера и культуры: огромный, почти 8-метровый челн, выдолбленный каменными топорами из цельного дуба; дольмен «Колихо» — древнее сооружение из каменных плит, в котором были обнаружены останки 70 человек; Таманский саркофаг — один из самых знаменитых памятников античной культуры IV в. до н. э., раскопки курганов, огромное количество экспонатов, относящихся к разным эпохам… Мельком заглянули в один из залов, ахнули: какие же красивые печные изразцы — жар-птицы! Особо крупные экспонаты установлены около лестничных пролетов: коляска императора Павла I, четырехместная карета Екатерины II. Проходя мимо роскошного Роллс-Ройса, остановилась, с интересом прослушала его историю. Оказывается, этот автомобиль (его еще называют «Серебряный призрак») попал в Россию в 1915 году. Заказала его императрица Александра Федоровна; дворцовое ведомство заплатило за авто 17,5 тысяч золотых рублей. После Февральской революции его облюбовал Керенский, а уж затем автомобиль попал в гараж Владимира Ильича. Именно на нем в день покушения Ленин прибыл на завод Михельсона, и он же помчал раненого вождя в Кремль. Сейчас «Призрак» считается самым дорогим автомобилем в мире, оценивается он почти в 60 млн. долларов. Своим названием машина обязана бесшумности хода и тому, что многие ее детали покрыты серебром.
Очень хотелось основательно пройти по залам музея, тщательно рассмотреть каждый экспонат. Но по опыту знаю, что для этого нужна как минимум неделя, за один день это невозможно сделать. Да и цель посещения Исторического музея в этот раз у нас была конкретная — выставка о митрополите Макарии, поэтому быстро, заставляя себя не задерживаться и не останавливаться (что не очень-то получалось), направились сразу на 3-й этаж.
Первые монеты, первый ткацкий станок, первый печатный станок… В экспозиции очень много уникальных рукописных книг. Нам сейчас очень сложно представить, что книги писались вручную, чернилами, причем таким красивым почерком, идеально ровными строчками, с украшениями и узорами — диву даешься. Какой же это был титанический труд!
С именами митрополита Макария и царя Ивана Грозного связано начало издания печатных книг в Московском государстве, явилось плодом их совместных усилий. Очень органичный симбиоз сложился в середине XVI века между светской властью и церковной. Во многом это стало возможным благодаря митрополиту Макарию (1481–1563), главе первой в то время по своей значимости епархии Русской Церкви — Новгородской. Царь предложил митрополиту организовать книгопечатание — необходимость этого назрела: строилось много новых церквей, в том числе на территории присоединенного в 1552 году Казанского ханства, и требовалось широкое распространение богослужебных книг.
За 12 лет, с 1553 по 1565 г., первая московская типография выпустила 7 изданий (они представлены на выставке): три Евангелия разных шрифтов (узко, средне и широкошрифтное), Триоди постную и цветную, две Псалтыри также разного шрифта (причем широкошрифтная представляет чрезвычайную редкость). Эти книги были в первую очередь необходимы в церковном обиходе. Книги имитировали рукописные, в них также было большое разнообразие шрифтов и орнаментов. Имена первых печатников неизвестны, но их бесценный опыт был учтен в последующих изданиях и, вне всякого сомнения, благодаря их труду стало возможным появление Апостола 1564 года — непревзойденного шедевра древнерусской печати, высшего достижения полиграфического мастерства XVI века — первой датированной русской печатной книги, выполненной Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. На выставке представлен один из сохранившихся экземпляров этого Апостола — на кожаном переплете золотое тиснение с двуглавым орлом, на груди которого щиток с изображением головы Ивана Грозного в короне, и надписью: «Иоан Божиею милостью господарь царь и великий князь всея Руси».
Организаторам выставки, опираясь на богатейшее уникальное собрание музея, удалось наиболее целостно, ярко и полно представить этот период отечественной истории и культуры. Помимо памятников из собрания собственно Государственного исторического музея, на выставке представлены редчайшие иконы из Музеев Московского Кремля и документы из Российского государственного архива. Документы, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы церковного и бытового обихода, книжные своды, рукописи, автографы… Можно без каких-либо колебаний отметить, что русская средневековая культура достигла в тот период своего наивысшего расцвета.
С трепетом рассматриваем ценнейшие древние иконы: «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому» (нач. XV века), св. Никола Великорецкий, Владимирская икона Божией Матери, Архангел Михаил, «Благословенно воинство Небесного Царя», «О Тебе радуется». Икона великомученика Димитрия Солунского 1586 года в серебряном с золочением окладе, украшенном драгоценными камнями: сапфирами, бирюзой, перламутром, жемчугом. Икона преподобного Геннадия Костромского, современника митрополита Макария, основателя монастыря близ города Любима. Большая икона прп. Варлаама Хутынского с житийными клеймами (1540 годы). Этого святого особо почитал Василий III (он принял перед смертью постриг с его именем), а позднее и Иван Грозный.
В серебряных резных окладах иконы св. Иоанна Предтечи (XVI век) и св. благоверного князя Александра Невского, канонизация которого состоялась на Соборе 1547 года (в экспозиции также есть сборник «Житие и службы русским святым», открытый на странице, где указана служба 23 ноября святому Александру Невскому «новому чудотворцу»). Иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских, прп. Михаила Клопского, также канонизированных Собором 1547 года.
Митрополит Макарий так много сделал для Церкви и так много изменил в ней, что трудно представить себе историю Русского Православия без этой личности. Что стоила только борьба с еретиками — сохранившиеся «дела на еретиков», обширные материалы расследований живо свидетельствуют об этом. Но методы борьбы существенно отличались от тех, что были до митрополита: противодействие еретикам не знало жестокости, их не пытали и не уничтожали, но отправляли на покаяние в дальние обители. Цель этой борьбы была не в истреблении заблудших, но в победе истины, в торжестве Православия. На Стоглавом Соборе 1551 года Церковь приняла значительный свод единых правил, касающихся разных сторон церковной жизни. Общие правила касались всего русского духовенства и должны были неукоснительно им исполняться. Во время правления митрополита Макария Соборами 1547 и 1549 гг. было канонизировано множество святых. Иона Московский, Александр Свирский, Макарий Калязинский, Савва Сторожевский и Савва Вишерский, Павел Обнорский, Зосима и Савватий Соловецкие (икона этих святых с 63-мя житийными клеймами представлена на выставке — это одна из самых мощных по духовному содержанию и художественному исполнению икона). В память о канонизации на Макарьевских Соборах был установлен праздник Собор Российских чудотворцев и составлена служба, в которой соборно прославлялись все русские святые.
Укрепление монастырской жизни, строительство церквей, поновление икон, миссионерство, формирование книжной школы — это только некоторые из направлений деятельности митрополита. Он был духовным писателем и просветителем чрезвычайно высокого уровня. Мудрый наставник и руководитель, митрополит Макарий собрал вокруг себя талантливейших книжников; его писания и пастырские проповеди оставили глубокий след в сознании русских людей того времени и прошли через поколения.
Рассматриваем уникальные рукописные подлинники: крестоцеловальная запись боярина Глинского царю Ивану; грамота митрополита Макария своей пастве о пожертвованиях в иерусалимские и синайские монастыри; жалованная грамота Ивана Грозного игумену Кирилло-Белозерского монастыря Козме… Кто-то из посетителей «забылся» и слишком близко приблизился к стеклу витрины — сразу сработала сигнализация. Смотритель музея успокоила: «Ничего страшного. Но старайтесь не касаться — очень ценные экспонаты и охрана серьезная».
Еще рукописи. Чин венчания на царство, составленный митрополитом Макарием. Митрополит напутствовал молодого государя, раскрывая идеал христианского монарха:
… имей страх Божий в сердце и храни веру христианскую чисту и непоколебиму… К святой же соборной Церкви и к всем святым церквам имей веру, страх Божий и воздавай честь… Бояр же своих и вельмож жалуй и береги по их отечеству и… ко всему христолюбивому воинству будь… милостив и приветен… За обиженных же стой царски и мужески, и не давай обидеть не по суду и не по правде.
Для Ивана Грозного он стал и духовным наставником, и верным помощником, и другом.
Следующее наставление, сохранившееся в рукописи, — поздравительная речь митрополита Макария к Ивану Грозному с его бракосочетанием с княгиней Анастасией Романовной (1547 год). Рукопись Стоглава (в составе сборника из среды московских старообрядцев), в котором на нескольких миниатюрах представлены сцены, где Иван Грозный велит митрополиту Макарию созвать Церковный собор, передает ему текст своего обращения к Собору; сцена, где митрополит беседует с архиереями. «Царственная книга» — Лицевой летописный свод, на миниатюрах которого изображены сцены венчания Ивана Грозного на царство митрополитом Макарием 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля. На полях скорописанные записи, предположительно сделанные самим Грозным. Строительство Покровского собора, создание важнейшего историографического памятника русской государственности — Степенной книги, основание школы писателей и книжников, проведение Стоглавого собора… Экспонаты демонстрируют основные вехи деятельности митрополита Макария на Московском престоле (1542–1563), значение которой эпохально не только для Церкви, но и для государства.
В 1552 году Иван Васильевич отправился на войну с Казанью — оттуда совершались набеги на Русь, угонялись тысячи пленников-христиан. Митрополит благословил этот поход, объявил его делом веры. Послание Макария, «укрепляющее на брань», сохранилось, оно представлено среди экспонатов. В другом своем послании митрополит Макарий просит русское воинство честно послужить Отечеству и царю; там же увещевает воевод, ведущих постоянную борьбу между собой за власть — от этого страдала вся русская армия, были тяжелые поражения от неприятелей.
Еще уникальные экспонаты: Новгородская кормчая 1282 г.: на верхней крышке переплета — автограф митрополита Макария. Церковный обиход из Чудова монастыря — исключительный по полноте сборник, в котором есть все службы, в том числе русским «новым чудотворцам»; Толковое Евангелие 1544 г. с вкладной записью митрополита Макария в Успенский собор Кремля «на память своей души и по своих родителех». Рукописное Евангелие «Мстиславово» было выполнено новгородскими мастерами по заказу Ивана IV в 1551 году. Оклад уникальной копии с эмалевым средником с изображением Господа Вседержителя и 12 эмалевыми образками с изображениями Божьей Матери, святых воинов мучеников и апостолов. От первоначального оклада 12 века сохранились две эмалевые пластины с изображением апостолов Иакова и Варфоломея.
Рукописное «Боровское» Евангелие в драгоценном окладе, изготовленное по заказу архиепископа Великого Новгорода и Пскова Макария для Пафнутьев-Боровского монастыря. Рядом на стене довольно крупное серебряное с золочением и чеканкой клеймо с гробницы преподобного Пафнутия Боровского (прославленного на Соборе 1547 года), рядом фреска «Господь Вседержитель на престоле» из Пафнутьевского монастыря — все эти экспонаты не случайны здесь. В Пафнутьев-Боровском монастыре будущий митрополит принял постриг с именем Макарий, здесь он прошел все ступени послушания; с этим монастырем, в то время являвшимся крупным центром книжности и духовности, связано становление его личности.
Под стеклянным толстым стеклом отдельностоящей витрины — Великие Минеи Четьи, созданные по повелению митрополита Макария. Не напрасно один из церковных историков назвал Макария «покровителем книжного делания»! Это грандиозный книжный свод, содержащий круг церковного чтения на каждый день года. В него попали жития всех святых, почитаемых на Руси. Огромные фолианты в 12 томах, 27 тысяч рукописных страниц! Этими Минеями пользовались до времен Петра I. Всего их было три комплекта: Софийский (для Новгородской Софии), Успенский (для Успенского собора Московского кремля) и Царский (для царя Ивана Грозного). Полностью сохранился только Успенский — в других комплектах некоторые тома утрачены. Одна из миней представлена в раскрытом виде: в очередной раз не перестаю восхищаться мастерством наших предков, настолько удивительно красивое, аккуратное, четкое, ровное письмо с вензелями, настолько тонко выполненный великолепный цветной орнамент с позолотой — ну просто невозможно к этому привыкнуть. Мне посчастливилось читать службу с подобной древней книги у нас в храме. Каждый раз с трепетом беру ее в руки и долго не могу оторвать взгляд, особенно сознавая, что вся эта необыкновенная красота создана вручную!
Панагия «Знамение», украшенная золотом, серебром, резьбой, изумрудами, рубинами, жемчугом и другими драгоценными камнями. Напрестольные и наперсные кресты. Вышитые золотым шелком пелены «Не рыдай мене Мати» и «Богоматерь Гребневская». Плащаница 1558 года работы мастерской Великой княгини Анастасии Романовны.
С интересом рассматриваем предметы церковного и бытового обихода. Снаряжение русского воина середины XVI века: наконечники пик, бердыши, шлем, кольчуга. Крестьянское оружие: наконечник рогатины, мотыга, кистень, топор. Серебряный с золочением резной писчий прибор, медного литья чернильницы.
Походная церковь конца XVI века. Бархатное оплечье священнической фелони. Антиминсы храма апостола Иоанна Богослова и Воскресенской церкви (был освящен при епископе Рязанском и Муромском Ионе). Резной золоченый образок «Рожество Богоматери» из мамонтова бивня. Небольшие иконы, образки, вырезанные как из дерева, так и из таких экзотических, на наш, современный взгляд, материалов, как бивень мамонта, моржовый клык. Например, образок Божьей Матери «Знамение» с символами евангелистов выполнен рельефной резьбой из моржового клыка. Долго разглядывала маленький резной деревянный образок двунадесятых праздников — удивительно тонкая работа резчика-иконописца.
В отдельной витрине огромное, на вид очень тяжелое, серебряное с позолотой и резьбой кадило. Мощное впечатление! Богатырями, видимо, в старые добрые времена были не только миряне, но и священники… Потир, церковное блюдо с вырезанными на нем словами молитвы «Чрево Твое Святая трапеза», стакан царевича Феодора — все предметы серебряные, с золочением, резными украшениями.
Преставился митрополит Макарий 31 декабря 1563 года. В Сборнике «О российских святых чудотворцев» в разделе царствующего града Москвы читаем: «… чудный Макарий митрополит представися в лето 7072 (1563) декабря в 31 день». Сказание, написанное вскоре после смерти святителя Макария, повествует о его скоротечной болезни после службы и крестного хода в Елохово на память великомученика Никиты 31 декабря и погребение 1 января 1564 года. В лике святых митрополит Макарий был прославлен на Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.
Святой Макарий умер в добром согласии с государем, не был он ни мучеником, ни исповедником. Его имя, к сожалению, не так на слуху, как, к примеру, имя патриарха Никона, печально известного своими реформами, приведшими к страшному расколу Церкви и общества (кстати, все то созидательное, что было заложено митрополитом в церковное здание, дало огромный запас прочности и определяло судьбу Церкви вплоть до никоновской реформы). О митрополите Макарии не снято фильмов, не написано исторических романов. Но, вне всякого сомнения, — это великая историческая личность, человек-эпоха, и имя его стоит очень высоко.
Полистали увесистую книгу отзывов и обнаружили в ней множество записей восточными иероглифами (китайскими? японскими?). Тронула сердце, не оставила равнодушными гостей столицы наша история; величие, мощь, духовное богатство России. И мы благодарны организаторам выставки, в какой-то степени, в плане массового просвещения, безусловно, являющимися последователями святого Макария.
———————-
Автор: А.А. Андреева, руководитель Издательского отдела церкви святителя Николы на Берсеневке
Комментариев пока нет