«Возлюбленнии, многажды вам глаголах о безбожных еретицех и ныне молю, не совокупляйтесь с ними ни в ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви: творяи бо сия, чюжа себе творит Христовы Церкве»
Иосиф Волоцкий. Слово 13
От редакции: Данная статья затрагивает тему, без которой невозможно представить старообрядчество в целом и его безпоповскую ветвь в особенности. Сохранились свидетельства, что даже единоверцы, побывав на «торжище», испрашивали у своих священников молитву от скверны. Необходимо учитывать, что степень хранимой «незамирщенности» в разных согласиях и у разных лиц различалась, зачастую даже члены одной конфессии не молились вместе или полагали крестное знамение в разное время по этой причине (молиться в «два/три креста»). С другой стороны, сам автор понимает, что существуют ситуации, когда степень чистоты не может сохраниться в «полном объеме», например, в пути, как и было с делегатами съезда поморцев. В настоящее время каждый христианин решает для себя вопрос о практическом применении приведенных правил индивидуально, с совета и благословения отца духовного.
Старообрядцы всегда были осторожны в общении с иноверцами — не только с новообрядцами, но и со староверами других согласий, исходя из Святого Писания, канонических правил, Соборных уложений и преданий святых отец. Безпоповцы строго следовали учению о мирщении — осквернении через внешний мир. Верующий мог замирщиться не только через совместную молитву, но и через общую трапезу или простое общение с «еретиками». Поэтому безпоповцы не ели из одной посуды и не молились с «еретиками и неверными»; отмаливали «торжищно брашно» — продукты, купленные на рынке; не давали иноверцам опускать ведра в свои колодцы; не мылись с ними в бане; не участвовали в городских празднованиях и не ходили в кабаки и рестораны. Наибольшей строгостью в общении с миром отличались старообрядцы Федосеевского и Филипповского согласий.
На Первом Поморском Соборе 1909 г. особенно строгие безпоповцы не хотели согласиться даже на погребение и поминовение тех своих собратьев, которые умерли в замирщении, не успев покаяться.
Однако, благодаря убеждениям председателя Собора и известного поморского начетчика Л. Ф. Пичугина, всё же остановились на резолюции, где было сказано, что нераскаянный грешник — это тот, кто, обмирщившись, не желал вернуться в лоно своей церкви и не сознавал греха в своем поведении, и он не подлежит ни погребению, ни поминовению.
А те, кто покаялись, получают возможность быть похороненными и записанными в поминовение. Слово «замирщение» принято как грех, а не как ересь, а если замирщение произошло в силу необходимости, то епитимья наставника избавляет от греха. Но принципиально поморский собор был против всякого замирщения.
В обычае старообрядцев есть из своей посуды некоторые видят превозношение себя над другими. На самом деле обычай этот возник не безосновательно. Слово «поганый» сейчас носит ругательный характер, а на самом деле оно означает «языческий». Староверы ощущают иноверцев нечистыми, нечистота в этом случае является следствием ереси, «несвятости», удалённости от святыни.
В дораскольных епитимийных номоканонах указывается, в каких случаях за осквернения налагались епитимии. В Большом Потребнике, например, существуют такие молитвы против скверны:
- Чин на отверзение церкви, от еретик оскверншейся;
- Молитва на отверзение церкви от язык оскверншейся;
- Молитва во отверзение церкви в ней же случится некоему животну умрети;
- Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви;
- Молитва во отверзение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною смертию;
- Чин на очищение церкви, егда пёс вскочит в церковь, или от неверных внидет кто, или от пияных проказ, или от младенца скверна;
Правила также повелевают сохранять христианские сосуды (посуду) и пищу от прикосновения поганых и еретических рук.
Матфей Иеросалимский в 50 правиле пишет:
Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать.
Преподобный Феодосий говорил князю Изяславу, что сосуду, оскверненному от еретических рук, необходимо дать молитву.
Святой Кирилл Иеросалимский говорит:
Если армянин и христианин будут вместе в пути, а чаша у них будет единая, то если прежде из нее испьет армянин, то христианину из нее не пить, а сосуду молитву не давать.
Христианские святые утверждают нас не смешиваться с еретиками и язычниками, но разделять верных от неверных и в жизни, и в еде, и в питии. Святитель Иоанн Златоуст говорил:
…Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками в Церковь не допускается, и христиане отвращаются от нарушителя, как идолослужителя (книга Маргарит).
Святые отцы учат под всяким видом, словом и мыслью удаляться от неверных и еретиков и не оправдывать такого человека словом или делом, потому что тогда оправдывается под видом добра зло. Святой Афанасий Александрийский говорит о недопустимости принимать в своих домах еретиков, чтобы верные не осквернялись от неверных.
Читаем у святителя Иоанна Златоуста:
Христианин, проживший жизнь как ангел, но общавшийся с еретиками в дружбе и любви, чужд будет Владыки Христа (книга Маргарит).
Если христианин видит ересь или грех, то не должен молчать, молчащий есть потаковщик ереси или греху. Всякий же христианин освящается исповеданием веры.
Святые Иоанн, митрополит Никейский, Афанасий Александрийский и Досифей, ученик преподобного Зосимы, учат: «Еретиков в дом не пускать, чтобы верные не осквернялись от зловерных».
Созданную от поганых рук пищу нельзя принимать просто так, ей необходимо дать молитву от Господа Бога и очистить ее от скверны. Освящаться молитвой пища должна по той причине, что еретики служат диаволу и противятся во всем Богу: «Если нет идола, но бесы все равно живут», «Как преподобные святые освящают, так еретики оскверняют».
Фотий, митрополит Московский, писал в 1417 году о нечистой пище:
… что от немецкой земли приходит: вино, хлеб или овощ. Дети мои, очистите прежде молитвой, а затем ешьте и пейте.
Если что-то надо купить на торжище, то купленная пища ставится перед святым образом и за нее молятся 100 поклонов (одну лестовку).
Вот еще пример из Великого Катехизиса:
Если какая-либо душа примет от еретик крещение или покаяние, или молитвы, или что-либо другое духовное или телесную пищу… то таковых бесы считают за своих.
Книга Малый Соборник учит:
В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно.
Книга Лимонарь в главе 78 указывает:
Да не слушаем пения латинского, никонианского, армянского ни прочих других еретиков.
В какой вере мы стоим, в такой Церкви да пребудем, иначе будем осуждены с нечестивыми еретиками. Номоканон указывает:
Если кто пойдет на праздники варварские или еретические, и съест там что-либо за душу их, два лета отлучен от Церкви.
Из всех святых Писаний ясно видим, что именоваться христианами мы можем только тогда, когда избегаем любого общения с нечестивыми.
Святые отцы не только своими воспрещениями, но и соборными определениями запретили христианам всякое общение с еретиками. Так, Карфагенский собор, проходивший в пятом столетии, завещал удаляться от сообщения с неверными и отлученными.
Матфей Правильник указывает нам коротко и строго:
С еретики ядущаго и пиющаго анафема.
То же читаем в Книге о Правой вере:
О нынешних не благополучных временах, слезам достойных, яко христиане частое смешение с еретики и жиды имеют, ядят и пиют, в корчмы их ходят, а инии безумнии служат им, се же все (возбраняет) строгое запрещение святых отец, ясти, пити и молитися, или что от них принимати милостыню и общение имети.
Сия же есть наигоршая беда, яко с ними смесихомся и приобщаемся делам их и нравам, ядим, пием, молимся и милостыню принимаем.
Как видим, староверы своё тело и душу не воспринимают раздельно, изолированно, и если что-то из внешнего мира оскверняет душу, то одновременно это оскверняет и тело, и наоборот. Духовное осквернение переживается физиологически, а физиологическое — духовно. Каждый свой шаг человек переживает и осмысливает, руководствуясь этими ощущениями и критериями, и это отношение во многом и дало определение замирщению и скверне.
Понятие скверны пересекается с понятием греха, но они имеют разное значение: скверна — это нечистота, которая вызывает духовно-физическое чувство брезгливости, это отторжение нечистоты душою, воспитанной на христианской нравственности, грех — это понятие догматическое. Физическая и духовная чистота воспринимаются неразрывно и нераздельно, потому что они взаимосвязаны и обуславливают одна другую.
Нравственные обязанности христианина заключаются, главным образом, в его отношении к христианской святыне, которая против нечистоты в человеке и окружающем мире. Перед христианином всегда стояла задача сохранить от скверны святыню и тем самым избежать греха. Что бы человек ни делал в этом мире, всё оценивается нравственно, в соотношении «чистое-нечистое».
Наверное, самый известный пример такого отношения — это баня. К бане на Руси всегда относились как к нечистому месту. То, что сейчас в городских квартирах имеются ванная и душ, прежние христиане восприняли бы как осквернение жилища. Многие не согласятся, но ведь в бане, наоборот, очищаются, причём здесь осквернение? Считается, что после очищения скверна остаётся в бане, и ни один из банных предметов не вносился в дом. Почему? Потому что баня воспринималась как место неприсутствия Божия, и после посещения бани принято читать молитву от скверны или молиться одну лестовку.
Таким образом, духовная скверна переживается физически и наоборот. У староверов всегда было особо благоговейное отношение к святыне, поэтому в бане мылись перед большими праздниками, а в праздничные и особо постные дни мыться запрещалось. Омовение считалось необходимым и после купания в реке или в море. По правилам святых отец, если кто захочет помыться в реке или в доме, то тем самым осязает и моет руками свое нагое тело и тайные его члены. Для очищения этого греха соборное постановление древних отцов устанавливает отмолиться одну лестовку (сто поклонов).
Канонических правил, регулировавших вопрос чистоты и скверны, существует довольно много. Так, молитва и крестное знамение есть священнодействие, и к нему нельзя было приступать осквернённым, не омывшись, в нечистой одежде. Поэтому сейчас основное назначение подручника — не сквернить рук прикосновением к земле при земном поклоне. Во время богослужения старообрядцы держат руки скрещёнными на груди, потому что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. Также руки омываются, если человек прикоснулся к деньгам. Поэтому в федосеевском храме в Москве сравнительно недавно можно было наблюдать, как сборщики пожертвований после сбора денег мыли руки. Купив свечу в лавке, члены общины несут её от лавки в церковь в бумажке, чтобы не прикасаться руками, державшими деньги. Кажется, мелочь, но в этом проявляется отношение к святыне.
К сожалению, существует много правил, установлений, которые не отменены, но просто не соблюдаются. Сейчас существует иное понятие быта, отношение к замирщению, «чистому» и «поганому». Даже то малое, что сохранилось, постепенно выводится из жизненного обихода, а напоминание об этом часто встречает гнев, непонимание и протест. Необходимо понимать, что правила, выработанные Церковью в отношении скверны и чистого, предельно практичны, это многовековой результат духовной жизни. Они помогают хранить чувство священного в противовес ощущению нечистого, определяют способность человека к религиозной жизни, его чувства и, в конечном итоге, крепость веры. Древлее благочестие за прошедшие столетия сформировало культуру веры, путь ко Христу, и это прежде всего движение назад, к прежним образцам и идеалам. Необходимо сохранить наши знания, умения, традиции. Для нас в современном мире это очень актуально. Возрождение и приспособление к современности навыков и правил отторжения скверны, замирщения — это не дело Церкви, а дело внутреннего народного христианского самосознания.
Автор: Нина Лукьянова
Где статья о посуде?
"это прежде всего движение назад" — путь к спасению всегда был обращен "вперед". Руки складываются на груди по примеру Серафим, а не по написанному, нет в Божьем Творении — человеке — скверных уд.
Однако, хочу спросить у автора: а как же Учитель просил пить у самарянки, возлежал за трапезой с грешникы, кормил пятью хлебами далеко не праведников…? да и входящее в уста по Св.Писанию не сквернит. Сформулируйте — кто есть "еретик", например, для безпоповца. и как осуществлять миссионерство, не отступая от написанного в статье? При ссылке на соборные постановления и св.отец хорошо бы указывать конкретно — название, правило, творение и т.д.
прошу уважить.
при репосте вместо иллюстрации выскакивает странная цифровая ерунда
давайте лучше писать "безпоповцы"
хорошо и это ,но можно все это соблюсти и остатся злобной тварью,есть и такая опастность,
это вы про орфографию или про тему статьи?
про тему