16 сентября совершается память священномученика и исповедника Даниила, протопопа костромского, за древлецерковное благочестие в XVII веке пострадавшего. Протопоп Даниил был одним из первых, кто пострадал за правоверие в начале никоновой реформы.
Служение Даниила в Москве. Кружок ревнителей древлего благочестия
Священномученик и исповедник Даниил был выходцем из среды духовенства. Предположительно с середины 40-х гг. XVII в. служил в Москве и входил в кружок ревнителей древлего благочестия, возглавляемый настоятелем кремлевского Благовещенского собора и духовником царя Алексея Михайловича (1629 — 1676 гг.) — протопопом Стефаном Внифатьевым (ум. 1656 г.).
Члены кружка добивались устранения нарушений в богослужении (в первую очередь — «многогласия», то есть одновременного совершения нескольких чинопоследований), повышения нравственного уровня духовенства. Даниил сблизился с участниками кружка — настоятелем Казанского собора на Красной площади Иоанном Нероновым (1591 – 1670 гг.), позднее — с протопопом Аввакумом (1620 – 1682 гг.).
Стояние за благочестие в Костроме
В начале 1649 г. Даниил был назначен настоятелем собора во имя Успения Пресвятыя Богородицы в Костроме. Каменный Успенский собор был возведен в середине XVI в., на месте деревянного.
Успенский собор находился в Костромском Кремле, в соборе пребывала главная святыня Костромы — Феодоровская икона Божией Матери. В это же время Даниил был возведен в сан протопопа.
В Костроме протопоп Даниил активно взялся за устроение церковной жизни прихода. В проповедях, произнесенных им в Успенском соборе, протопоп обличал пьянство и безнравственность среди духовенства и мирян, активно выступал против языческих игрищ. Особенно распространено было пьянство в Костроме. Костромской поп Павел вот как рисует картину уличных нравов:
На Фоминой неделе во вторник, шел я после вечерни к себе, во дворишко. И как буду у Никольскаго мосту, что от Волги, и от нижняго кабака идет пьяница без порток в кафтанишке, а перед ним несут плошку вина. И он, пьяница, взошед на Никольский мост и близь меня пришед, подол свой поднял и срамной… наружу выставил: А для меня ли на задор он такое скаредное дело сделал или по своему пьянственному нраву, того не ведаю, и кто именно не ведаю…
Даниил боролся с местными пороками. Так, в 1652 г., во время масленицы и Великого поста, по настоянию протопопа Даниила в Костроме были закрыты все кабаки, что вызвало резкое недовольство значительной части горожан и жителей окрестных сел. Эти действия Даниила были причиной неприязни к нему главы местной администрации воеводы Ю. М. Аксакова. 25 мая 1652 г., во время ссоры с крестьянами из с. Лысково (ныне это г. Лысково в Нижегородской обл.), «Куземкой Васильевым с товарищи» Даниил был жестоко избит неподалеку от двора воеводы, который даже не вступился за священника. Причиной ссоры были языческие песни, которые ночью распевали крестьяне, плывшие вверх по Волге. Во время их остановки в Костроме протопоп Даниил пытался их успокоить.
Даниил сказал сторожу Успенского собора ударить в колокол, чтобы собрать горожан на помощь. Однако ни воевода, ни жители Костромы не захотели защитить настоятеля собора, избиваемого приезжими людьми:
25 мая крестьянин Лысковец Куземка Васильев с товарищами ночью стали песни петь на берегу Волги. И я вышел их унимать, а они меня на смерть били и скуфью сбили, и от этого удара я упал без ведома (без чувств). Потом с теми же людьми Васильев прошел к соборной церкви, и у воеводскаго двора били меня ослопом. И я в полчаса ночи велел сторожу ударить в колокол. Воевода вышел, но обороны мне не учинил. А крестьяне затем разбежались
В мае 1652 г. произошел эпизод, после которого протопоп Даниил был вынужден покинуть город Кострому. 26 или 27 мая протопоп посадил в палату под собором трех пьяных дебоширов, вероятно, они были из окрестных селений. 28 мая в Кремль пришла большая толпа крестьян из сел Селище и Минское, принадлежавших в то время боярину Глебу Ивановичу Морозову (1539 (?) — 1662 гг.). Толпа, в которой было много пьяных, сбив замок, освободила узников. Мятежники избили несколько человек, искали и Даниила, который, спасая свою жизнь, сначала укрылся в соборе, затем два дня жил в находящемся в кремле Крестовоздвиженском монастыре. Во время бесчинств воевода, двор которого находился вблизи от собора, даже не принял мер к восстановлению порядка.
Борьба с никоновыми нововведениями
В начале июня протопоп Даниил отправился в Москву. Изгнанный из Юрьевца и направлявшийся в Москву Аввакум 1-3 июня находился в Костроме и позднее писал в своем Житии об изгнании оттуда Даниила. Прибыв в Москву, протопоп Даниил подал на имя царя Алексея Михайловича челобитную с описанием событий в Костроме. По этой челобитной стольнику В. М. Еропкину было поручено произвести в Костроме и уезде следствие.
Накануне Великого поста, в конце февраля 1653 г., незадолго до этого возведенный на Патриарший престол Никон (1605 — 1681 г.г.) разослал по московским церквам «Память», в которой предписывалось изменение количества поклонов во время великопостного богослужения и замена двуперстного сложения для крестного знамения троеперстным.
По решению ревнителей древлего благочестия, в конце февраля 1653 г. Аввакум и Даниил написали протестующую челобитную «О сложении перст и о поклонех», которую подали царю Алексею Михайловичу.
4 августа 1653 г. в Москве был арестован и вскоре сослан в один из древнейших монастырей Русского Севера, в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере, протопоп Иоанн Неронов.
Смерть за отеческое предание
Протопопы Аввакум и Даниил вновь подали царю челобитную, протестуя против ареста Иоанна Неронова. Через несколько дней Аввакума арестовали и сослали в Сибирь. Тогда же, видимо в конце августа, был схвачен и Даниил. По свидетельству Аввакума, арест произошел «в монастыре за Тверскими вороты». По приказу патриарха Даниил был лишен сана и отправлен в Чудов монастырь «в хлебню».
Позже протопопа Даниила сослали в Астрахань, где бросили его в земляную тюрьму и заморили. Место его погребения неизвестно.
После того, — рассказывает Аввакум, — вскоре схватил Никон Даниила, в монастыре за Тверскими вороты, при царе остриг голову и содрав однорядку ругая отвел в Чудов монастырь в хлебню, и муча много, сослал в Астрахань. Венец тернов на главу ему там возложили, в земляной тюрьме и уморили
Аввакум называет Даниила священномучеником, пострадавшим за правоверие от Никона. В «Винограде Российском» Даниил именуется «предивным», наряду с Павлом, епископом Коломенским (ум. 1656 г.) и протопопом Аввакумом.
Прославление и иконография
Со времени начала церковного раскола в середине XVII века протопоп Даниил, наряду с протопопом Аввакумом, боярыней Феодосией Морозовой, Коломенским епископом Павлом почитался старообрядцами как мученик.
Последний до Октябрьской революции Освященный собор Древлеправославной Церкви Христовой Белокриницкой иерархии (ныне РПсЦ), состоявшийся на Рогожском кладбище в Москве, 31 мая 1917 г. постановил прославить Даниила в числе других мучеников раннего старообрядчества. Службу Даниилу составил митрополит Белокриницкий Иннокентий Усов (1870 — 1942 гг.).
Первая икона Даниила была написана в 2003 г. для старообрядческой церкви Рождества Богородицы в с. Дурасове Красносельского района Костромской обл. (иконописец И. В. Никольская). На ней изображенный во весь рост Даниил благословляет Кострому, осененную Феодоровской иконой Божией Матери.
Комментариев пока нет