Сайта Ruvera.ru уже не раз рассказывал о старообрядцах, живущих в общинах за рубежами нашей страны. Сегодня мы публикуем очерк американской журналистки Maeve McDermott «The Hidden Village of Alaska’s», посвященный старообрядцам старинного городка Николаевска, а также фрагмент фильма о них, снятого компанией National Geographic.
Мы продолжаем публиковать серию фоторепортажей известного путешественника, фотографа и блогера Антона «cheger» Афанасьева, посвященных истории нижегородских старообрядческих скитов.
Так исстари повелось у верующих — приезжать на престольный праздник в тот или иной храм, чтобы поздравить прихожан, разделить с ними радость совместной молитвы, пообщаться. И такие поездки, пожалуй, большая часть информационной повестки в старообрядческой среде. Торжество ценно само по себе, но, когда к тебе приезжают гости, его значимость возрастает многократно. Однако бывают случаи, когда гости, особенно священники, приехать ну никак не могут!
Почему на «загнивающем» западе растет интерес к старинной музыке, а в России о знаменном пении знают только старообрядцы и специалисты? Есть ли выход из этой ситуации? Мы продолжаем беседу с исполнительницей духовных стихов, музыковедом Полиной Терентьевой.
«Как появился наш храм в Омске? Можно сказать, что чудом, — продолжила свой рассказ Марина Калистратовна, — Общины-то не было в Омске, в Новосибирск ездили причащаться к батюшке Михаилу».
На Урале — бум интереса жителей к собственной генеалогии. Люди все активнее интересуются жизнью своего рода, особо старательные в этих поисках «уходят» вглубь веков, «вспахивая» почву аж в XVII или XVIII веке.
На прошлой неделе вышла в свет книга «Иконы старообрядцев Причудья» — итог многолетних изысканий активиста объединения «Русская школа Эстонии», бывшего инженера, а ныне исследователя художественного творчества староверов Эстонии Юрия Мануйлова.
Трапеза на Руси всегда объединяла людей. И радость, и горе, и торжественные события, и знаменательные даты, и радостные встречи, и тяжкие расставания — всё россияне привыкли отмечать за обеденным столом. Кроме того, всякая крепкая русская семья ежедневно непременно собиралась и собирается за столом для семейного обеда или ужина, которые сами по себе всегда были на Руси вековым обрядом: мистически общее застолье — трапеза любви. И остаётся такой в хороших русских семьях до сих пор.
Православная старообрядческая церковь в Зыбково на Кировоградщине — ровесница села, основанного переселенцами с Брянщины в 1766-м. Всего на территории Кировоградской области, кроме зыбковской, осталось еще четыре старообрядческие общины — в селах Клинцы и Красный Яр Кировоградского района, Никольское и Золотаревка Светловодского.
Что-то мне в последнее время все труднее вести разговор с людьми, у которых нет детей. Они по-чернышевски требовательны к человечеству и по-достоевски снисходительны к себе. Честно признаюсь — не люблю я бездетных. И чем дальше, тем больше. Старею, наверное.