Ctrl+Enter — отправить

Владимир*

Интересный материал! Правда, не обошлось без ляпов , "прихожан кладбищ", например :)
более 3-х месяцев назад

Ирина

А в чем ляп? При исследовании различных исторических источников очевидно, что под "кладбищем" в случае Рогожского и Преображенского понимается не некрополь, а церковный центр. И в современных изданиях Рогожское кладбище характеризуется подобным же образом. Вот цитаты из словаря «Старообрядчество: Лица, события, предметы и символы» 1996 г: «Духовным и административным центром белокриницкой иерархии в России стало Рогожское кладбище», «РОГОЖСКОЕ КЛАДБИЩЕ – духовный и административный центр старообрядцев, принадлежащих к Русской Православной Старообрядческой Церкви».

Из книги доктора филологических наук, главного научного сотрудника Государственного Исторического музея Е. М. Юхименко «Старообрядчекий центр за Рогожской заставою»: «В книге охарактеризованы основные этапы развития этого признанного духовного центра Русской Православной старообрядческой Церкви, освящены события в его истории»
более 3-х месяцев назад

nasareta

Рукопись работы , скорее всего, руки Назара Шитикова. Есть и более роскошные фолианты, принадлежакщие его творчеству.
более 3-х месяцев назад

Владимир*

Ирина, "КЛАДБИЩЕ – духовный и административный центр старообрядцев"? Этот "перл" еще круче! Поздравляю! :)
более 3-х месяцев назад

Ирина

Словосочетание «Рогожское кладбище» знакомо сердцу каждого старообрядца и вызывает теплые воспоминания старины, глубокий и молитвенный трепет.

Для справки Владимиру и другим.

Основанное в 1771 г во время эпидемии чумы, по просьбе старообрядцев, повелением императрицы Екатерины II, Рогожское кладбище сразу выбилось из ряда обычных некрополей. Во время его учреждения была построена небольшая деревянная часовня. Через пять лет она была заменена обширною каменною во имя Николы Чудотворца. В 1790 году рядом с нею была построена огромная холодная часовня Покрова Пресвятой Богородицы, едва ли не самая обширная из всех московских церквей. В начале 19 века было построено самое новое храмовое сооружение кладбища - обширная зимняя каменная часовня, во имя Рождества Христова.
Ясно, что такое количество крупных храмов было не нужно для обслуживания самого некрополя. Эти храмы предназначались для массовых богослужений, совершения треб, а также церковных Соборов. Храмы Рогожского кладбища обслуживали не только Москву, но и всю Московскую и сопредельные губернии. Достаточно сказать, что в Рождественской часовне находилось 46 купелей для крещения младенцев. На территории Рогожского кладбища до середины XIX века также находилось 5 женских монастырей.
Здесь же размещалось старообрядческое училище, многочисленные богаделенные помещения для призрения старых и больных.

В 60-е годы XIX века на Рогожском кладбище стал размещаться старообрядческий архиепископ, в конце XX века получивший титул Митрополита.

Таким образом, Рогожское кладбище никогда не было обычным кладбищем-некрополем, но являлось церковным центром (молитвенным, иноческим, церковно-соборным, образовательным, социальным учреждением).

Какая же терминология употребляется в отношении этой местности историческими источникам и специалистами по истории вопроса?

Вот, например, фраза из письма, поданного графу Голицину от лица «кладбищенских попечителей» в 1832 году о том, что для кладбища мало 5 священников: «мы подали на имя министра внутренних дел прошение принять заштатного священника Ивана Петрова Сергиевского изъявившего согласие иметь жительство при московском старообрядческом Рогожском кладбище и отправлять богослужение». Или еще оттуда же: «По числу многочисленности прихожан Рогожского кладбища (коих как в столице, так и в губернии ея может оказаться до 50 000)»

Из этого письма ясно, что под кладбищем понимается не некрополь, а церковный центр, который обслуживает не только рогожских обитателей, и даже не только Москву, но всю губернию.

Также относится к статусу Рогожского кладбища и первый его светский исследователь, чиновник по делам «раскола» П. И. Мельников (Печерский). Он называет Рогожское кладбище одним из центров поповщины, так же как Кержеские скиты или Иргиз. Он указывает, что собственно отпевания проходили в Никольской часовне, а в остальные сооружения служили другим, общецерковным нуждам. Он пишет: «Для совершения служб и треб старообрядцы имели на кладбище достаточное количество попов, беглых от православной церкви. В 1822 рогожцы заявили правительству о 12 священниках и 4 диаконах».

Мельников указывает, что Рогожское кладбище было центром «раскольничьих» связей:
«Иноки съезжались в Москву из Стародубья, Ветки, из монастырей Макарьева, Лаврентьева, Иргиза, Керженца, после Пасхи они разъезжались по своим местам или же пускались в странствования по России в качестве рогожских агентов для сохранения непрерывных сношений между главными пунктами поповщины».

Рогожское кладбище как церковно-административный центр имело свое делопроизводство и даже свою печать. На ней было написано: «Московского Старообрядческого Рогожского кладбища печать». Печать ставилась на документы для лиц из других регионов об исполнении духовных треб и таинств, чему есть документальные доказательства архива РГБ. Эта печать был отнята полицией и уничтожена в 1834 году.

Правительство боролось с влиянием Рогожского кладбища, и как пишет Е. М. Юхименко: «в целях борьбы с расколом в 1835 году преобразовало Рогожское кладбище в богаделенный дом, ограничив деятельность старообрядческого центра исключительно содержанием богаделен».

Однако новое название в народе не прижилось. Согласно «Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона», во второй половине XIX века Рогожское кладбище титуловалось в официальных документах «Рогожский богаделенный дом», хотя старое название «Рогожское кладбище» продолжало сохраняться общеупотребительным. Эта же энциклопедия указывает: «Рогожское кладбище сделалось молитвенным центром московского старообрядческого мира».

О Рогожском кладбище как о центре поповщины, а позднее духовном центре Белокриницкого согласия (ныне духовном центре РПСЦ) указано и в других исторических документах и произведениях исследователей.
Наиболее интересной в этой связи является книга «История старообрядческой Церкви» наиболее авторитетного в XX веке старообрядческого начетчика, историка и писателя Ф. Е. Мельникова. О Рогожском кладбище он рассказывает в главе «Духовные центры старообрядчества в России». Разумеется, к Рогожскому кладбищу Мельников относится именно как к духовному центру.
более 3-х месяцев назад

Владимир*

Ирина, я допускаю, что такой термин уместен в узкой среде старообрядцев РПСЦ, они его понимают. Ну как, например, в воровской среде "ботают по фене" и все друг - друга понимают. Или в армейской среде свои термины. Сайт "Русская вера" читают разные люди, допускаю, даже атеисты! :) Запомнят, что прихожане это люди, посещающие кладбища :). Разве трудно вставить всего одно слово, храмов! Прихожане храмов Рогожского и Преображенского кладбищ. Поверьте , это гораздо легче, чем столь упорно отстаивать очевидный промах.
более 3-х месяцев назад

Елена

Владимир, да, поучите доктора филологических наук Юхименко русскому языку...
более 3-х месяцев назад

Владимир*

А что Юхименко? «Старообрядчекий центр за Рогожской заставою», и это правильно. Да звнаете, уважаемые барышни, хотите быть прихожанками кладбища, да флаг вам в руки :).
более 3-х месяцев назад

Константин

Спор о выеденном яйце... На карте российской империи было полно населенных пунктов типа "<имярек> погост". С учетом того, что "погост" и "кладбище" - суть одно и тоже, упёртость не конструктивна.... Лучше о бороде поспорьте - прикольнее....
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить