Елена, Хмельницкий
30 декабря 2017

Допускается ли переход к другому духовному отцу?

Добрый день. Я не находила на исповеди понимания со стороны своего прежнего духовного отца. Регулярно хожу в храм, исповедуюсь, но духовной помощи, наставлений от священника нет. Все превратилось в формализм. Великим постом перешла к другому духовному отцу, с которым обрела полное взаимопонимание, получаю советы, наставления и несу наложенную на меня епитимию, за что благодарна Богу. И вот мой прежний духовный отец, узнав, что я перешла к новому духовному отцу, стал кричать на меня, угрожать, что за это будут наказаны мои родные до 3 или 4 поколения, и он никогда меня за это не простит. Единственное, что я не сделала, так это не благословилась у прежнего священника при переходе к новому батюшке, хотя понимаю, что нужно было это сделать. Скажите, неужели действительно этот грех будет на моих детях и внуках за то, что перешла на исповедь к другому духовному отцу? И допускается ли вообще переход к другому духовному отцу? Простите Христа ради.

Доброго! Как-то Вы меня озадачили… В святоотеческом наследии рекомендуется оставаться со своим духовным отцом до тех пор, пока это полезно для души. Даже приводится пример, что если в строительстве здания последовательно участвуют многие архитекторы, то здание скорее всего получится «сложным» и не целостным. С другой стороны, если в стройке произошел застой, то нужно искать способ оживления. 

Есть сложность перемены духовного: 5-е правило 1-го Вселенского Собора запрещает отлученного одним духовником разрешать другому духовнику. В дораскольных Кормчих есть рекомендация: «Аще хто имети начнет отца люта духовнаго или невеждю, (да) отпросится от него и идет (и инде) и исповесться; аще его не пустит, не можеть ся его охабити». Лет двадцать назад мне даже встречался в одном из потребников «Чин, како подобает отцу духовному отпустити сына духовнаго для дальняго разстояния или нужа ради». Сейчас не вспомню, где это видел.

Благословение на переход к другому духовному от «старого» действительно необходимо. Теперь это может быть без письма от одного к другому с сообщением о прещениях и наложенной епитимье — это можно решить и по телефону.

Но мне совершенно непонятно, как можно удерживать около себя духовное чадо, которое тяготится моим «наставничеством». Насильно мил не будешь — так гласит народная мудрость. Советуем вам почитать статью Духовный отец — посредник в отношениях человека с Богом.

Осознав необходимость смены Духовника, проверив себя — не капризы ли это, не потакание ли страстям и нежеланию следовать наставлениям священника, нужно обратиться к отцу за благословением «ухода». Здравомыслящий батюшка теоретически понимает, что не может быть идеальным наставником для всех. Каждый из нас своеобразен. Один просит четких практических указаний, другому необходимо обсудить причины и последствия поступков. Кто-то просто нас перерос. Другое дело, что бывает по-человечески, а иногда и по-мужски обидно, когда нам предпочли другого, но ведь это только повод сделать выводы: у меня есть конкретные ошибки, т.е. себя можно «улучшить», измениться. 

Даже если Ваш поступок имел законопреступное намерение, чего вроде бы не было, то Апостол Павел советует «пострадавшим»: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости» (Гал. 6, I). Но мы, попы, народ горячий. Можем и не учесть, что Священное Писание говорит: вся свобода в духе, «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор.3,17). Бывает, что вместо свободного, даже «семейного» отношения внутри прихода выстраивается жесткая вертикаль власти, больше похожая на феодальные структуры. Есть «хозяин», священник, «управляющий духовным миром», и безропотные духовные чада. Скорее всего эта «структура» организована не по Христову Благовестию. Может быть, имеет место человеческий произвол и недопонимание Евангелия. Когда происходят сложности со взаимоотношениями с пастырем в приходе, то единственным способом решить их Кормчая указывает обращение к епархиальному архиерею, который и должен на основании церковных установлений рекомендовать какие-то изменения в духовной жизни. Вашей и Вашего «старого» духовного отца.

По поводу угроз наказания Вашим потомкам и «непрощения никогда»: не простивший священник не имеет благословения от Бога, даже права служить литургию. Если служит, значит, уже простил. Все незаконно нанесенные прещения и клятвы падают на произнесших их, поэтому нас всех и просят быть аккуратнее в выражениях. А уж про «третье и четвертое колено» — ну «это просто перебор»! 

Молитесь Христа ради и о бывшем, и о нынешнем духовных отцах! Да даст им Господь разума духовного и терпения, желания своего и Вашего наследования Царства Небесного!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля