Илья, Новосибирск
17 декабря 2019

Как можно объективно оценивать свое приближение к Богу?

Да благословит вас Господь! Очень и очень важный вопрос для меня назревает вот уже несколько лет. Я читал, что одними из самых больших ошибок в духовной жизни являются самовозношение (оно же тщеславие) и гордость. Как следствие, начинается осуждение ближних и прочее. Но как можно забраться на гору, не глядя вниз? Как можно не поднимать глаза выше, на путь впереди себя? Как можно объективно оценивать свое приближение к Богу? Как, не нанося духовных и душевных травм, оценивать свой рост? И вопрос второй. Христос говорил своим ученикам: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом». Я не очень понимаю это сердцем. Я все-таки должен в глубине своего сердца хотеть быть первым среди окружающих? Что это за служение и помощь ближним, когда я в глубине сердца хочу опередить ближнего и, как следствие, возвеличиться над ним?

Доброго! Попробую напомнить вам притчу в «Сказании об Иоасафе» (память преп. Варлаама и Иоасафа-царевича 19 ноября ст. ст.). В ней рассказывается, как некий человек, убегая от единорога, падает в пропасть. Но в последний момент ему все-таки удается ухватиться за ветви дерева, растущего на краю этой пропасти. Корни дерева неусыпно грызут две мыши — белая и черная, а падения дерева вместе с человеком терпеливо ждет на дне пропасти дракон. Тем не менее человек с наслаждением вкушает капающий с листьев дикий мед. В Сказании дается и разъяснение притчи: единорог — смерть, пропасть — наш мир, дерево — жизненный путь, который постоянно укорачивают две мыши — день и ночь, дракон — «чрево ада», капающий мед — радости жизни. Эти маленькие радости жизни растворены со скорбью — можно представить себе и злых диких пчел, гнездящихся на этом дереве…

В разных традициях единорог и дракон заменяются львом и крокодилом, а дикий мед земляникой, но белые и черные мыши остаются. Время нашей жизни «капает», оно не бесконечно. Падать, да и умирать придется всяко.

Спортсмены, находясь на дистанции, постоянно должны определять свое положение в рейтинге участвующих. Как нужно напрячься, чтобы с двадцатого места переместиться на пятнадцатое, потом добраться до седьмого, а там рвануть в первую тройку, а может, и лидером стать…

В учении Христа нет конкуренции!

Размышления о первом и втором местах в Царстве Небесном замешаны на гордыни. Христос и говорит об этом (см. Мф. 23.11 и Мр. 10-45). В больницах пациенты редко возносятся над окружающими, хвалясь, что у одного перелом мизинца, а у другого геморрой. В нашем же случае рак прямой кишки и рак мозга в четвертой стадии позволят одинаково спокойно отнестись к соседу по этажу — своя беда насущнее.

Если читать «Добротолюбие» и других наставников православия, то главное в советах — спасать свою душу. Все остальные гораздо ближе ко спасению, нежели мы. Они-то уже заботятся о своих душах, а мы продолжаем предаваться небрежению. Им дано будет покаяться, а дастся ли это время нам?

В «Достопамятных сказаниях о подвижничестве святых и блаженных отцов» приводится рассказ:

Тот же авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их.

Если вы надеетесь и подвизаетесь, чтобы достичь «вершины горы», то смотрите вперед и вверх, как безопасно поставить ногу, как правильно расположить мысли в голове, обратите внимание на наставления «продвинутых альпинистов». Обучайте себя и успокаивайте святоотеческим наследием и Святым Писанием в православном толковании. Оглядываться по сторонам и смотреть вниз может быть опасно — «закружится» голова, да и мысли отвлекающие и возношающие могут замучить.

Так и вы, когда исполните повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк. 17.10). См. 2 Кор. 10.11-18.

Да и нет у нас ничего, чем можно было бы хвалиться, что не дано нам было бы от Бога.

Молитесь, просите от Бога помощи и терпения, изучайте наследие Святых Отец. Не пытайтесь мериться с окружающими ничем, даже духовными успехами.

В доме Отца Моего обителей много! (Иоанн. 14.2).

Места хватит всем, толкаться и упрекать других в нерадивости необязательно. Спасайтесь — и спасетесь! Бог в помощь!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля