Константин, Тмутаракань
19 ноября 2019

Когда наша Церковь будет жить Христом, а не Никоном?

У нас очень часто слышно от пастырей в призывах с амвонов о том, что люди нынче стали более склонны ко греху, на службы не ходят, уровень духовности падает, с чем в принципе можно полностью согласиться. Вопрос вот в чем. Я старообрядец РПСЦ и бывал во многих крупных храмах нашей Церкви — Москва, Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону и т.д. В глаза бросается вот что. В церковных лавках и при храмах всю продаваемую литературу можно поделить в основном на 3 вида: служебная, журналы и литература про раскол. Есть даже крупные храмы, при которых совсем не продают святых отцов, зато на выбор предлагается по 5-6 книг о расколе, о различиях нашей Церкви и никонианской и т.д. В интернете набирают популярность видео блоги с лекциями про раскол, сериалы, фильмы, научные исследования, круглые столы… И все про раскол, про никониан, про то, какие они плохие и чем мы от них отличаемся. Как я понимаю, жизнь христианина должна вращаться вокруг Исуса Христа, а у нас, получается, вокруг «проклятых» никониан? Все такие наблюдения наводят на мысль, что наша паства боится не духовного разложения овец, а того, что овцы могут уйти к конкурентам — к никонианам. А для этого и продают, к примеру, не святых отцов, а «раскольную» литературу, получается так? Когда наша Церковь будет жить Христом, а не Никоном?

Совершенно с Вами согласен: мы должны жить Христом, Он — путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). Он — дверь: кто войдет Им, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет (Ин. 10:9).

Замеченное Вами в наших храмах преобладание литературы на тему раскола понятно и объяснимо. Тема раскола важна, и она должны быть известна всякому верующему, всякому русскому человеку. К сожалению, большинство наших соотечественников смутно представляют себе, что такое старообрядчество. Именно вопрос о расколе одним из первых встает при беседе с вновь пришедшими людьми. Думаю, представленная литература предназначена в первую очередь им.

Но мы, православные старообрядцы, должны чётко отдавать себе отчет в том, что раскол XVII века — это только часть истории православной Церкви. И, разрешив для себя этот вопрос, надо идти дальше. Надо спасать свою душу в истинной Церкви. А для этого необходимо читать святое Писание и святоотеческие творения, руководящие нас ко спасению.

Да и проповедуя в современном мире надо заходить не со стороны 350-летних проблем, а находить другие подходы к современному человеку, к еще невоцерковленным людям. Возможно, не все это еще вполне осознали. Но об этом я говорил на круглом столе на тему «Актуальные проблемы старообрядчества», который состоялся 3 марта текущего года в Московском Доме национальностей. На нем присутствовали представители основных старообрядческих согласий России. В частности, я выразил следующую мысль:

Проповедовать надо Христа, а не антиниконианство. Надо, чтобы люди шли к свету,  а не отталкивались от проблем. Надо показывать глубину и красоту подлинного, нереформированного и неискаженного православия.

Нам никто не препятствует самим покупать духовную литературу вне наших храмов. Осуждение и недовольство пастырями — контрпродуктивно. Если Вы хотите изменить что-то, поговорите со священником. Может быть, имея в виду его загруженность, предложите свои услуги по подбору духовных книг, согласуйте список с ним. Вы также можете поставить этот вопрос на общем собрании общины, к которой принадлежите. Тем самым вы поспособствуете решению замеченной вами проблемы. Не думаю, что Вам откажут.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля