Христос посреди нас! Благословите отче. Хотелось бы основательно прояснить с догматической точки зрения вопрос о молитве православных христиан за язычников (некрещеных) и еретиков. К примеру, в РПЦ МП нет практики молитвы на Проскомидии за этот разряд людей, то есть человек («верный») при подаче записок не может просить о поминовении некрещеного. Согласно св. Евангелию, 1-му посланию св. ап. Павла к Тимофею и толкованиям св. Иоанна Златоуста и Феофилакта Болгарского, мы видим, что Господь наш, Исус Христос, был принесен в жертву за грехи всех людей (не только за «верных») и молился за всех (и за праведных, и за грешников). Тогда возникает вопрос: почему нет практики и возможности молитв за них на Проскомидии? Что, кто и почему запрещает (какое правило?) такую молитву за Богослужением за некрещеных или еретиков? Как известно, ересь — это вид греха. Не за грешников ли принесена Богом такая Бесценная Жертва, и не за всех ли людей? Если да, то почему невозможно молиться и вынимать частички на Проскомидии за некрещеных и еретиков? Речь ведь не идет о совместной молитве с ними или Св. Причастии (как с верными)… Только поминовение на Проскомидии. Откуда такая традиция и соответствует ли она Евангельской Истине?.. Максимально в существующей практике люди могут просить о молебне (да и то не везде)… Почему так? Верно ли это?.. Вопрос очень важен для меня…
Почему не приняты молитвы за язычников, некрещеных и еретиков на Проскомидии?
Бог вас благословит! В вашем вопросе вы несколько смешиваете два разных аспекта богослужебной жизни Церкви. А именно Проскомидию, как часть Литургии, и молитву за неправославных. Дело в том, что Литургия — это христианское богослужение, целью которого является Причащение Тела и Крови Христовой. Думаю, вам известно, что согласно Священному Писанию Литургия — это объединяющее всех христиан богослужение, одним из важных моментов которого является общее причащение из единой чаши. Это Таинство единства. И в переводе Литургия обозначает именно «общее дело». Поэтому Проскомидия, как первая часть Литургии, предполагает приношение за тех, кто может участвовать в этой Литургии, канонически может в ней участвовать (это касается и живых, и усопших христиан). Это не просто молитва за этих людей, а именно «приношение» за них. Естественно, что за тех, кто пока не может участвовать в Литургии, приношение приноситься не может.
Совсем другое дело — наша молитва за людей, которая совершается вне Литургии. Тут уже имеет место наше предстательство пред Господом и наша любовь, которая подвигает нас просить помощи для всех живущих на земле людей, вне зависимости от их нынешнего духовного и религиозного состояния. Мы просим помощи и вразумления для них, чтобы настал когда-нибудь момент, когда они станут верными и тоже смогут участвовать с нами в нашей Литургии.