Добрый день. Неоднократно сталкивался в дискуссиях с мнением относительно нарушения 1-го Апостольского Правила при воссоздании митрополитом Амвросием Белокриницкой иерархии, что не мог он единолично рукоположить епископов. Думаю, вопрос возникал не раз, и есть некоторая официальная позиция и разъяснения Церкви (Старообрядческой) относительно этого спорного вопроса. Не хотелось бы искать эти разъяснения по форумам. Не могли бы Вы дать свой комментарий по поводу этого спорного момента или указать источник, который авторитетно и ясно дает необходимые пояснения? Спаси Христос!
Сергий, Москва
4 июня 2019
Какова официальная позиция старообрядческой Церкви по вопросу воссоздания митрополитом Амвросием Белокриницкой иерархии?
Дело в том, что смысл апостольского правила о рукоположении во епископа сонмом действующих епископов заключается в признании всей Церковью нового архиерея. Тем самым подчеркивается, что рукоположение нового епископа есть дело не одного рукополагающего, а всей Церкви, ибо видимая власть в Церкви принадлежит епископам.
В ситуации с митрополитом Амвросием, он был единственным епископом в Церкви. Это была исключительная, беспрецедентная история. Церковный народ уполномочил его на эти единоличные рукоположения, и они были приняты всей Церковью, признавшей самого митрополита Амвросия своим Первосвятителем.
Поэтому в таком развитии событий нет ничего противоречащего духу апостольского правила. Если бы это было не так, то под это осуждение попадали бы многие древние святители, которые иногда также совершали единоличные хиротонии. Самый известный — Иоанн Златоуст, который рукополагал единолично даже, с современной точки зрения, без особой на то нужды.