Алексей, Муром
19 ноября 2019

Какие главы змиевы, о которых говорится в Писании, сокрушил Христос?

В Писании говорится о сокрушении Христом глав змиевых во Иордане. Какие главы змиевы сокрушил Христос?

Ответ:

Здесь содержится иносказательный смысл. Именем змия Писание обычно именует змия-искусителя, диавола. Изрекая свой справедливо-грозный суд над первыми людьми — Адамом и Еввой и их искусителем — диаволом, Господь Бог сказал в отношении жены и змия-искусителя следующее:

Вражду положу между тобою (искусителем) и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт., 3, 15).

Это значит, что имевший родиться в положенное время от жены Искупитель (Гал., 4, 4) разрушит дела диавола (1 Ин., 3, 8), и избавит род человеческий от всех гибельных последствий падения (Евр., 2, 14). И вот, когда пришло исполнение времени, благоволил явиться в мир Христос Господь — «обетованное семя жены» — Сокрушитель змия и Источник спасения рода человеческого, Тот, Которого чаяли народы, как Примирителя с Богом, родившийся от Пресвятой Девы Марии. Будучи безгрешным, Он «был под законом, принял обрезание и совершил все, дабы избавить нас от клятвы, которой Сам не подлежал» (блаженный Феофилакт, толкование на послание галатом, гл. 4). «Чистый крестится, чтобы нас омыть» (толкование на Евангелие от Матфея, гл. 3). Погрузившись в водах Иордана, Он освятил воды, ниспровергнув власть диавола над родом человеческим, сокрушил, уничтожил силу змия-диавола. Выражая это, Святая Церковь в своих песнопениях и говорит метафорически (образно) о сокрушении Господом в водах Иордана главы змия — древнего искусителя-диавола.

Толкователь книги Псалтырь Евфимий Зигабен на слова святого пророка и царя Давыда («Ты утвердил еси силою Твоею море, Ты стерл еси главы змием в воде» — Псалом 73, 13) говорит:

Драконом (змием) вообще называет (пророк) всю противоположную силу, как потому, что она имеет губительный яд, так и потому, что сим напоминает действие, бывшее в раю, когда враг, вошедши в змия, обманул первозданного человека. Сих‑то главы Христос сокрушил в воде, когда крестился Сам и предал крещение людям» (Толков. Псалтырь Евфимия Зигабена, изд. Киев, 1898, с. 583).

Журнал «Слово Церкви», № 21, 1917 г.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля