Сергей, Калуга
18 мая 2020

Есть ли Бог внутри человека?

Добрый день. Скажите, пожалуйста, есть ли Бог внутри человека? И вообще, где Он находится? 

Добрый день! Вы задаете важные богословские вопросы. Поскольку Бог непостижим во всей полноте, то подобных вопросов множество и ответить несколькими строчками не получится. Бог дал человеку откровение о Себе. Оно дано нам в Священном Писании и святоотеческих творениях. Надо потрудиться: начать читать и размышлять. Отсылаю вас для более глубокого исследования вопроса к трудам святителя Григория Богослова (слова о богословии), преподобного Иоанна Дамаскина («Точное изложение православной веры») и другим.

Для иллюстрации сложности темы давайте поразмышляем со святителем Григорием Богословом: «Нигде или где-либо Бог существует? Ежели нигде, то иной слишком пытливый спросит, как же может и существовать? Ибо как того, что не существует, нигде нет; так может быть и то, что нигде, вовсе не существует. А если Бог где-нибудь, то потому уже, что существует, без сомнения Он или в мире, или выше мира. Но если в мире, то или в чем-нибудь, или повсюду. И если в чем-нибудь, то будет ограничиваться малым чем-нибудь. Если же повсюду, то более, нежели чем-нибудь, а и иным многим, то есть как содержимое содержащим, так что весь Бог всем миром будет ограничиваться, и ни одно в Нем место не останется свободным от ограничения. Таковы затруднения, если Бог в мире! И еще вопрос: где Он был прежде, нежели произошел мир? А и это затруднит также немало. Если же Бог выше мира, то ужели нет ничего, что отделяло бы его от мира? Где это нечто высшее мира? Как представить себе превышающее и превышаемое, если нет предела, который бы разделял и разграничивал то и другое? Или обязательно должна быть среда, которой бы ограничивался мир и то, что выше мира? А это что же иное, как не место, которого мы избегали? Не говорю еще о том, что Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигнется мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения» (Слово 28, О богословии второе).

Кратко же на ваши вопросы можно ответить так.

Божество не телесно и не может быть ограничено ни временем, ни пространством, ни формой. Оно невещественно и неописуемо. Бог Сам место Себя Самого, все наполняя и, будучи выше всего, Сам содержа все. Сам Он через все проникает, не смешиваясь с этим, и всему уделяет Свою деятельность, сообразно со свойством каждой в отдельности вещи и ее способностью к восприятию. Некое подобие этого нам дают электромагнитные волны и твердое тело. Бог Своим существом присутствует в каждой частице мира. Важно знать, что Божество неделимо: Оно все всецело повсюду находится, и не часть в части, разделяемая телесным образом, но — все во всем и все выше всего. Все отстоит от Бога не местом, но природой.

Однако в Писании часто говорится, что Бог находится в каком-либо месте и в человеке. Это говорится для описания действий Бога и Его благодати, когда обнаруживается Божественная деятельность. Например, местом Божиим называют церковь как место, отделенное специально для славословия Бога и совершения в нем направленных к Нему молитв.

Сказанное относится и к присутствию Бога в человеке. В Библии сказано: «Ибо все из Него, Им и в Нем» (Рим. 11:36); «Ибо Им мы живём и движемся и существуем» (Деян. 17:27) и «Дух Господа наполняет вселенную» (Прем 1:7). Человек через добродетели и праведность может приближаться к Богу. В таком случае не только Творец находится с праведниками, но и они причастны Творцу. В книге Исход, например, сказано: «Моисей один приближается к Богу, они же не приближаются» (Исх. 24:2). В соответствии со свободным выбором и совершенством, приблизившийся к Богу есть тот, о ком говорит святой апостол Павел: «А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Напротив, грехи удаляют нас от Бога. Если мы не будем действовать, когда Бог приближается и призывает нас (через проповедь или какие-то обстоятельства жизни, встречи с людьми), то мы не насладимся Его близостью. Как сказано: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя, погибнут» (Пс. 72:27). Прекрасно говорит блаженный Августин в книге «О Троице»: «Ибо несомненно, человек не без Того, в Ком он, но все же, если он не помнит, не понимает и не любит Его, он не с Ним».

Будьте с Ним!

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля