Как понимать то, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему?
Как понимать то, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему?
В Великом Катехизисе читаем: «Человек есть животно словесно, мертвено, ума и художества приятно... иже по образу Божию и по подобию создан, внегда глагола Бог Отец к Сыну Своему и к Духу Святому: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Се же есть по образу, за сие двое. Зане якоже Пресвятая Троица, Отец и Сын и Дух Святый, един есть Бог, сице сия три, ум, слово и дух, едина есть душа. Другое же, се есть по образу, зане якоже Бог есть самовластныи, сице и душа самовластна есть. А еже по подобию, се знаменует: зане яков же Бог по естеству, сице подобна Себе человека по благодати Своей созда, сице же и изволением своим добрым человек поелику возможно Богу бывает подобен, сиречь праведныи, святыи, благии и неповинныи» (л. 156).
В Книге Кириловой читаем: «Глаголет бо в Бытии Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. Не о внешнем видении человека глаголет, но о невидимем. Ибо внешнее человека сложно есть, Бог же прост и несложен (л.423 об.). Св. Иоанн Златоуст говорит: «Было бы крайне безумно Того, кто не имеет образа, ни вида, и Кто неизменяем, низводить в человеческий образ и бестелесному придавать черты и члены телесные. Что может сравниться с этим безумием... Сказав: сотворим человека по образу Нашему и по подобию, Бог не остановился на этом, но последующими словами объяснил нам, в каком смысле употребил слово образ. Что говорит? — И да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и всеми гады, пресмыкающимися по земли.
Итак, образ Он поставляет в господстве, а не в другом чем. И в самом деле, Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле, и нет на земле ничего выше его, но все находится под его властью. Если же и после такого раскрытия слов любящие спорить будут говорить, что разумеется образ наружного вида, мы скажем им: так (Бог), значит, похож не только на мужа, но и на жену, потому что тот и другая имеют один и тот же образ? Но это было бы нелепо» (Творения его, IV, стр. 61,62).
И, наконец, св. Иоанн Дамаскин говорит: «Бог Своими руками творит человека из видимой и невидимой природы как по Своему образу, так и по подобию: тело образовал из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что, именно, конечно, мы и называем божественным образом; ибо выражение по образу означает разумное и одаренное свободною волею; выражение же по подобию обозначает подобие чрез добродетель, насколько это возможно для человека» (Точное изложение веры).
Журнал «Слово Церкви», 1916 г., № 43