Батюшка, здравствуйте. У меня такой вопрос. Во время богослужения в церкви производится торговля свечами. Подобает ли это?
иерей Иоанн Севастьянов
Что такое слово «торговля» или «торговаться»? Это значит запрашивать цену, сбавлять, вести спорную беседу о предметах торговли и проч. Если у вас в храме творится что-либо подобное, то это бесчиние и дело беззаконное. Но если христианин, пришедший в храм помолиться, пожелает принести жертву Богу и затеплить свещу, но с собою он таковой не взял, и потому положит свою лепту на свещной ящик и попросит поставить свещу, или сам это сделает, то разве это будет торговля? Тем более, что часть этой жертвы идет на благоукрашение храма Божия.
Надо помнить, что и Христос изгнал торгующих, продающих и покупающих из храма не за то, что они желали принести жертву, установленную Богом чрез Моисея, а именно за то, что они производили беспорядок в храме, толкотню, шум, споры, обманы и проч. Вообще здесь Христос обличал страсть любостяжания, ибо торговцы наблюдали свои собственные интересы, заботились о своем личном обогащении. Конечно, ничего подобного нет и не бывает в наших храмах, когда верующий берет свещу и кладет в жертву свою лепту.
Расскажите, пожалуйста, для чего в церкви употребляются колокола? При частных (заказных) службах можно ли производить звон?
Для чего в церкви употребляется колокольный звон?
Уважаемая Ирина! Колокола в церкви предназначены для того, чтобы созывать верующих к богослужению, возвещать отсутствующим в храме о времени совершения особенно важных частей богослужения, возбуждать к молитве. Изобретение колоколов приписывается святителю Павлину, епископу Ноланскому (431 г.). По преданию, св. Павлин, совершая прогулку по цветущим лугам в летнее время, утомился настолько, что прилег и скоро задремал. Приближался час богослужения, а усталый владыка всё ещё спал, и, вероятно, опоздал бы в храм, если бы не разбудил его приятный мелодичный звон каких-то неведомых колокольчиков. Очнувшись от дремоты, владыка понял, что это звенели полевые цветы — колокольчики, и тут у епископа мелькнула мысль сделать по форме и образцу цветов металлические колокола для призыва верующих в храм.
При заказных службах производить звон не только можно, но и должно. От этого видимая польза для православных христиан: услышав звон колокола, возвещающий о начале церковного богослужения, возможно, некоторые пожелают пойти в храм помолиться, вознести совокупные молитвы о себе и о тех, за кого совершается в данном случае в церкви богослужение; а если по своим житейским делам и не смогут пойти в храм, всё же призывный звон колокола напомнит им о совершающемся в храме богослужении, и они мысленно присоединятся к этой церковной молитве.
Здравствуйте! В интернете видел фотографию «Церковь Старообрядцев х. Курган» в Азовском районе Ростовской области. В тексте написано было, что «В реестре объектов истории и культуры Министерства Культуры РФ развалины церкви числятся поставленными на гос. охрану (реш. №301 от 18.11.1992)». Однако, здание запущено, отсутствуют следы человеческого пребывания в нём. В наше-то время найти деньги для восстановления несложно, если настойчиво регулярно. Или это ошибка и здание не имеет к Вам отношения? С уважением, Виктор.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Виктор! Действительно, в хуторе Курган расположена полуразрушенная старообрядческая церковь, которая включена в реестр охраняемых памятников. История этого храма достаточно трагична, почитать об этом можно на сайте нашей Общины. В настоящее время в хуторе Курган практически нет старообрядцев. Все они переселились в город Ростов-на-Дону и влились в Покровскую Старообрядческую Общину. Для старообрядцев храм — это, прежде всего, дом молитвы. Храм жив, пока жива Община. И сейчас храм пустует именно потому, что в округе не осталось старообрядцев.
Что касается вопроса восстановления храма как памятника, то это замечательное и похвальное дело. Но оно требует значительных материальных средств. Нам, к сожалению, не кажется, что «найти деньги для восстановления не сложно, если настойчиво регулярно». Мы не государственная церковь, живем только на собственные средства и поэтому, в настоящий исторический период, наши возможности очень скромны.
Добрый день! Скажите пожалуйста, есть ли храмы и общины на Кубани? Я испытываю большое желание узнать истинное понятие старой веры.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Эдуард! На Кубани есть много старообрядческих общин различных согласий. Вас что интересует и где Вы живете? Я постараюсь подсказать ближайшую.
Здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, какие иконы в старые времена могли приобрести простые христиане и кем они должны быть вылиты и написаны, и по каким правилам? Почему говорят о медном литье икон, а, на мой взгляд, в настоящее время они похожи на латунь и бронзу. К тому же цены на литые иконы, не говоря уже о написанных иконописцем, больше похожи (прошу прощения) на бизнес. Неужели старообрядцы раньше сталкивались с такими же ценами?
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Димитрий! Методы, способы и требования к изготовлению икон были установлены в Постановлениях VII Вселенского и Стоглавого Поместного Соборов. Приводить все эти выдержки в этом ответе не представляется возможным, ибо они достаточно объемны. Скажу только, что старообрядцы всегда старались следовать упомянутым канонам. Другое дело, что это не всегда было возможно в связи с гонительными временами.
Что касается материала изготовления металлических икон, то и латунь и бронза являются сплавами на основе меди. Поэтому литье и называется медным. Стоимость икон во все времена зависела от трудозатрат на их изготовление. Вы когда-нибудь видели, как изготавливаются краски из минералов для написания иконы? А Вы знаете, сколько этапов проходит при нанесении левкаса на доску?
Кроме этого, профессионализм иконописец приобретает десятилетиями. Отсюда большая себестоимость образов. В одной из летописей повествуется о том, что во времена Андрея Рублева, за икону, подобную его Троице, боярин передал Троице-Сергиевой Лавре деревню с тысячей душ крестьян. Если говорить о нынешних временах, то в этом деле существует огромная конкуренция. И уж точно ни у кого не возникает желания поднимать цены на изделия значительно выше их себестоимости.
Доброго времени суток! Смотрел фотографии старообрядческих священников и заметил, что белое духовенство не носит поповских крестов, а только архимандриты, и то одевают их на фелонь.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Павел! Дело в том, что практика ношения всеми священниками наперстных крестов была введена при императоре Павле I. Старообрядцы же стараются сохранять богослужебную практику, которая была до раскола. В соответствии с этой практикой, наперстные кресты носят только протопопы (протоиереи), архимандриты и игумены.
Батюшка, здравствуйте. Скажите, а возможно ли, чтобы и монахи, и монахини находились в одном монастыре? Я просто ездила в паломничество в мужской монастырь в Новочеркасск и там находились монахини. Как такое может быть? Спасибо.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемая Виктория! Если Вы имеете ввиду город Новочеркасск Ростовской области, то там нет мужского монастыря. Может быть, Вы перепутали со Старочеркаском. В Старочеркасске действительно восстанавливают Донской мужской монастырь РПЦ. Насколько мне известно, монахини там не проживают, только монахи. Ну а то, что на территории мужского монастыря можно встретить монахинь, то это зависит от устава той или иной обители. Есть мужские монастыри, на территории которых лицам женского пола находиться категорически запрещено. Я не знаю современные уставы монастырей РПЦ, но вот Афонские обители или монастырь св. Саввы в Палестине строго блюдут это правило.
С другой стороны, монастыри, которые имеют на своей территории великие святыни, такие, как, например, мощи преподобного Сергия Радонежского, дозволяют посещать свою территорию лицам обоего пола ради поклонения великой святыни. Я думаю, и то, что вы видели в Вашем случае, тоже было связанно или с паломничеством или иной практической необходимостью.
Здравствуйте! Скажите пожалуйста, что выражается в действии священника, когда он подаёт крест для целования левой рукой и допустимо ли это? Спаси Господи.
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Олег! Во время богослужения священник держит крест в левой руке только в двух случаях. Во время пасхального богослужения священник совершает каждение, держа в левой руке крест, к которому прикреплены три свечи (т.н. пасхальница). И во время выхода на освящение воды, когда священник одновременно несет крест и Евангелие. Евангелие держит правой рукой, крест — левой. Но ни в том, ни в другом случае целование креста в этот момент не полагается.
При целовании же крест всегда находится в правой руке священника. Поэтому, я не знаю, что выражается в действиях священника, держащего крест при целовании левой рукой. В богослужебной практике такого не предусмотрено. С другой стороны, возможно, то, что Вы видели, выглядело немного иначе? Некоторые священники при ограждении иногда придерживают крест левой рукой — или по причине тяжести креста, или по причине усталости священника. Такое мне приходилось видеть. Но, в любом случае, держит священник крест только правой рукой.