Никита, Смоленск
18 июня 2018

За что каяться человеку и просить прощения?

Здравствуйте. В христианстве принято просить прощения и каяться в своих грехах. Но в то же время христианство учит, что всё в мире происходит по воле Божьей: всё хорошее, чистое, светлое происходит по воле Бога, и всё плохое, все беды, несчастья, страдания, болезни происходят по воле Бога, потому что так захотел Бог. Тогда за что каяться человеку и просить прощения? Только за то, что он не смог выдержать тех испытаний, которые сам же Бог ему ниспослал?

Здравствуйте! Знаете, очень интересное у вас вопрошение. Но дело в том, что у каждого из нас есть свободная воля, и какие-то наши поступки мы совершаем сами, некоторые по воле окружающих нас людей, а какие-то по нашим собственным слабостям и привычкам. Но в нашей ведь власти не плыть по течению жизни, и иногда мы находим в себе силы идти наперекор течению. Есть в чем-то схожие Вашим мыслям идеи у некоторых святых отцов, например, преподобный Иоанн Дамаскин о Промысле Божием так пишет: «Выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе. Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам».

Да, большинство наших решений могут быть предведены Богом, но они ведь не предопределены. Ведь выбор остаётся за нами, пусть этим правом выбора наших поступков и решений мы и не всегда пользуемся. Говоря современным языком, разум и промысел Божий настолько выше и больше разума человеческого, что большая часть деяний и поступков человеческих просчитывается и может быть предсказуема, но поскольку человек обладает свободой воли, из границ этой предсказуемости он может выйти, но большинство так и не выходят. Бог видит наши жизни, видит вероятности наших поступков, но не лишает нас возможностей самостоятельных действий. Мы можем делать добрые дела, но всегда ли мы их делаем? Мы можем делать людям гадости и вред, но всегда ли мы творим зло? По большей части мы равнодушны, ленивы, серы и ужасно предсказуемы.

И вот Вы спрашиваете, за что нам просить прощения? По большей части — за нашу лень, наше равнодушие, наше безразличие, наше нежелание работать над собой и помогать, как нашим близким, так и просто посторонним людям.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля