Владимир, Красилов
23 января 2019

Как объяснить понятие «Бог вне времени и пространства»?

Здравствуйте. Есть ли в христианстве понятие «Бог вне времени и пространства»? Первое понятно, второе — нет. Он же Вездесущий.

Доброго! Все очень сложно! Вы задаете вопрос, который, в своем принципе, выше человеческого разумения. Есть такое понятие «трансцендентность», в отношении к Богу отражающее запредельность Его к тварному (сотворенному) миру, оно подчеркивает Божие существование по ту сторону созданного Им бытия, недоступность познания для всех видов человеческого опыта.

Если исходить из творений учителей Церкви, то, как Причина и Источник всего сущего, Бог запределен всему сущему, Он Есть Сущий над всем сущим...

«Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: Оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто никакой силы, способной постигнуть непостижимое, и не придумано никакого средства уразуметь неуяснимое», — пишет святитель Григорий Нисский. Но он же пишет: «Невидимый по естеству делается видимым в Своих действиях», т.е. трансцендентной является Божественное Естество (т.е. Сущность), но не Божественные действия (Энергии), в которых Бог становится имманентен тварному бытию. Через эти Энергии и для человека открывается некая возможность познания Бога.

Но, даже раскрывая себя в Своих Энергиях, Бог остается неприступным по существу. Таким образом, Бог является одновременно трансцендентен и имманентен творению. Русский философ В. Н. Лосский обобщил многовековой опыт во фразе:

«Бог остается трансцендентным по своей природе в самой имманентности Своего проявления».

Если поискать в Священном Писании, то два этих понятия характеризуют степень присутствия Бога в мире.

1. Трансцендентность — запредельность.

«Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:8,9); «Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Ин 8:23).

2. Имманентность — Бог присутствует в мире:

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» (Иер. 23:24); «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33:4); «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту [хотя] на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом» (Матф. 6: 25-32); «Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род"» (Деян. 17:27,28).

Можем ли мы реально понять эти термины и то, что за ними стоит? Временность и вневременность, различие  между Вечностью и Бесконечностью времени? Учитывая то, что современные физики и философы при всей «глубине» познания мира не могут определить свойства нашего пространственно-временного континуума, разобраться, где заканчивается энергия и начинается материя, чем все это отличается от времени… На мой взгляд, при всей серьезности вопроса это похоже на суету в песочнице. Хотя и занятно думать, что понимаешь то, что неизвестно другим.

Может быть, пока богословы и физики разбираются с вопросами мерностей в квантовом мире или «жизненно необходимого знания», сколько ангелов поместятся на кончике иглы, нам стоило бы заняться более насущными проблемами? Заботой о ближних, построением своей души и сложностями, связанными с ее очищением от грехов, как редкостных и совсем «смертных», так и ставших привычными, теми, что и внимания вроде не стоят, а вместе с тем ведут к погибели.

Бог в помощь в молитве и других делах, ведущих ко спасению!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля