Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека
Ctrl+Enter — отправить

Mr.Russia

болтовня... болтовня... болтовня... обряды всякие... людям нужен такой лидер, чтобы они меньше думали... представьте В.В.Путин перейдет в РПСЦ и начнет молиться двуперстно - вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру... я думаю что немало. значимую часть правоты представляет авторитет человека. если нет авторитета то будет продолжаться болтовня.
более 3-х месяцев назад

Максим

Есть одна интересная философская мысль: "Бог для меня не авторитет. Бог для меня Истина". Нельзя насильно человека заставить быть счастливым и втянуть в рай. Важна свободная воля.
более 3-х месяцев назад

Константин

потому Христос пришел в мир не папой римским, не императором, не даже книжником и фарисеем, чтоб приняли истину не под обложкой авторитета, а просто- как истину. Так что авторитет в вопросах веры- дело пустое и смешное.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

"вопрос: сколько миллионов людей последуют его примеру"

А нужно ли так?

"Нет, мой отец, не будет затрудненья;
Я знаю дух народа моего;
В нем набожность не знает исступленья:
Ему священ пример царя его.
Всегда, к тому ж, терпимость равнодушна.
Ручаюсь я, что прежде двух годов
Весь мой народ, вся северная церковь
Признают власть наместника Петра".

Нельзя в делах веры и Церкви рассчитывать только на благоволение правителей. Они меняются и их настроение меняется. Самим надо быть сильными.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергей Агеев

Дугин правильно говорит. Конечно, оба обряда будут вместе существовать под одной крышей. Потому что объективно троеперстием молится весь православный мир, великие Церкви и святая гора Афон. Ну даже если РПЦ перейдет на двуперстие, что это изменит? Другие православные народы и Церкви просто так этого не примут. Претендовать, чтобы твоя национальная традиция стало всеобщей, можно только обладая очень и очень многим из того, чего пока у нас нет - мощную духовную жизнь, социальную жизнь, сильную историю и т.п. Надо постепенно это развивать. И единоверие как раз тот путь, который позволит и древлеправославные традиции восстанавливать, и не замкнуться в маленьком национально-культурном гетто. Дай Бог, чтобы единоверие у нас в РПЦ развивалось.
более 3-х месяцев назад

Константин

Дугин авторитет еще тот)) Как то называл безбородых "невменяемой сволочью", а потом и сам побрился. Вот тебе и мудрец мира сего. "Уловляет премудрых в лукавстве их"(с)
более 3-х месяцев назад

Иерей

Двуперстие это не русская национальная традиция, оно пришло к нам из Византии при Крещении Руси. Только русские (хотя и далеко не все) сохранили это наследие,а греки,увы,утратили. Вот и возвращались бы ...
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

Изначально, возможно, общехристианская, но потом-то двуперстие осталось только в России. Уже к 17 веку, а сейчас и подавно. И просто так на него никто не перейдет. Чтобы люди заинтересовались этой традицией, надо чтобы они были очарованы ее носителями и их культурой, их историей, их социумом.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

Интересно, а создание новых или модернизацию существующих единоверческих храмов обсуждали как-то? Единоверческих храмов нет во многих городах России, я имею ввиду крупных городах - областных центрах.
более 3-х месяцев назад

Иван

Создавать надо. Это обсуждалось на круглом столе. А зачем модернизировать?
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Модернизация? На ум приходит открытие воскресных школ где это может быть востребовано, возможно курсов катехизиса для взрослых. Ну и не храмов это касается конечно напрямую -- собственное книгопечатание, а то добрая половина книг в лавке издательства РПсЦ.

Но главное конечно открытие новых храмов или как вариант открытие старообрядных богослужений в новообрядных храмах.
более 3-х месяцев назад

Иван

Это обсуждалось.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

> Вы придите в храм св. Николы на Студенцах. Приход принадлежит к РПЦ, но Вас там не примут (не допустят креститься трехперстно — прим. ред.), и правильно сделают.

В Рубцово видел крестящихся троеперстно и выживших.
более 3-х месяцев назад

Глеб

На самом деле речь идет о концепции, а не о казусах. Например во Ржеве старообрядческий храм не закрывался никогда, в отличии от новообрядческих храмов города которые были все закрыты. Никониане шли туда чтобы хоть как то помолится Богу. И по словам очевидцев, не все они молились двуперстно и это как то терпелось. В нормальных же адекватных условиях такое невоможно.

Сравните например этот случай с левосторонним и правосторонним движением в Европе и Англии. В принципе, теоретически, можно допустить, что скорая помощь или президент поедут по противоположной, не принятом в данном регионе полосе. Но если допустить всех ехать как хотят либо по правой, либо по левой полосе, то произойдет катастрофа.
более 3-х месяцев назад

Иван

Тут-то и вопрос: а правомерна ли такая аналогия?
О том, что двуперстие лучше и внятно символично я слушал еще от иных профессоров Ленинградской (тогда еще) духовной академии. Но означает ли это, что "триперстников" ждет катастрофа? Уверены в этом?
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

> Второй пример. Приходит единоверец в новообрядческий приход и молится двоеперстно. Его старухи бьют по рукам.

Да нет, нигде такого не было где бы ни был в новообрядческих храмах.
Да и не смотрит никто в большинстве случаев.
более 3-х месяцев назад

Иван

Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове. Но если человек пришел к нам не единожды, т. е. не случайно, то научат.
более 3-х месяцев назад

Варлаам

Как тягостно было наблюдать за пожилыми прихожанами, которые яростно набрасывались на группу более молодых собратьев, проникшихся духом древлего благочестия после посещения Михаиловой Слободы. Кривляли, одергивали, упрекали, осуждали, распускали порочащие небылицы, жаловались во все мыслимые и немыслимые инстанции. В результате - биритуализм и угасание ревности к соблюдению устава с обеих сторон.
более 3-х месяцев назад

Иван

Это действительно горько. Но разве в старообрядческих храмах иная картина и там разрешают молиться новым обрядом? Правда, старообрядцы никогда не декларировали "равночестность". И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому? Если нет другого выхода, то вопрос можно решить с настоятелем. Если возникнут затруднения, смогу помочь. Но если в городе есть единоверческий храм, то там и следует членам РПЦ молиться по дониконовскому чину.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

> И все же я не понимаю, зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?

В Ярославской области где мне приходится бывать в церкви намного чаще, чем в Москве, просто нет единоверческих храмов или служб по старому чину в новообрядческих храмах (Переславль-Залесский, Ростовский район). Поэтому приходится молиться и причащаться в новообрядческом храме, сохраняя лишь элементы древнего чина настолько насколько уместно по ситуации (двуеперстие и некоторые общие правила типа семипоклонного начала, трех поклонов и т.п.).

Конечно, с подручником в кафтане и с лестовкой на такие службы лучше не являться, чтоб не привлекать внимание и не провоцировать. Но если задача помолиться, а не устроить показательное выступление, то можно и без этих аттрибутов.
более 3-х месяцев назад

Варлаам

Отец Иоанн! Увы, воздыхает под псевдонимом сам настоятель. Пару лет назад мы с Вами встречались в Губкине. Просился тогда под омофор к владыке Софронию. Но ведь пришлось бы в этом случае бросить свою крипто-единоверческую общину. Так и живем страха ради июдейска, меняя книги и сбиваясь с сугубой на трегубую.
более 3-х месяцев назад

Иерей

Забирайте скорее, пристраивайте людей,а то,неровён час, перехватим:)
более 3-х месяцев назад

Константин

И еще не забудьте захватить с собой Сергия Кураевопоклонника :)
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

"зачем ходить в новообрядный храм и молиться там по-старому?"

Но ведь члены старообрядных приходов - такие же чада Русской Православной Церкви, как и все прочие. Они могут войти в храм поклониться чудотворным иконам и святым мощам, могут поехать в паломничество в ту же Троице-Сергиеву Лавру или на Афон. Понятно, что они будут при этот и молиться и креститься двоеперстно.
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

"Увы, бывает. Истина дороже. Но не в Рубцове"

Бабушки - они всегда найдут к чему придраться.

Но, отец Иоанн, тут есть некоторая проблема, не юридическая, а психологическая. Обряды признаны равноспасительными - это факт, и слава Богу, но до сих пор многие полагают, что надо либо так, либо так, то есть если уж пришел в старообрядный приход, то назад возврата к нет. А далеко не все из тех, кто интересуется древлеправославным богослужением, готовы отождествить себя с исключительно старообрядной традицией и мировоззрением, оставив все великое и славное, что возникло вне его - Оптину, Дивеево, Афон, новомучеников, блаженных Ксению и Матрону, бесчисленное множество святых, великие монастыри и храмы.
Поэтому, например, заходя изредка в храм в Рубцово или на семинарах в вашем Центре, я всегда крещусь троеперстно (и мне действительно, никто замечаний не делал, да, похоже и не заметили)) )
Поэтому, в качестве идеи, дабы древлеправославные традиции в нашей Церкви развивались, может быть имеет смысл священноначалию выпустить разъяснения по этому поводу? Мол, чада РПЦ, помните, что старый обряд признан равноспасительным, а потому члены старообрядных приходов могут, посещая традиционные храмы, молиться в соответствие с древлеправославной традицией. Вы же, в свою очередь, оказавшись в старообрядных приходах, можете не сомневаясь, перекреститься двоеперстно, как принято в этих храмах и т.п.

более 3-х месяцев назад

Иерей

Кстати,про Матрону: https://vk.com/topic-35520167_25994699
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

Ответом на это - вся Россия, которая чтит её, молится ей. Сколько икон в храмах! А сколько людей - сотни, сотни тысяч - идут в Покровский монастырь. Просто встаньте около монастыря и посмотрите - вот она, Русь.
более 3-х месяцев назад

Иерей

В одном из воскресных канонов ад назван "многочеловечным", для справки ...
более 3-х месяцев назад

Сергей Агеев

Совершенно не к месту такое сравнение - ладно бы речь шла о том, что нельзя совершать грехи, даже если "все" считают, что так можно. Но причем здесь святая обитель, куда идет вся Русь? Это как раз с Раем надо сравнивать.

Кстати, о численности Рая...
"Мало земли - в небеси!
Сколько святых на Руси
Было, и будет, и есть.
В поле колосьев не счесть.
Русь на святых искони -
Сродники наши они.
С ними нам тысяча лет.
Вот и молись, как твой дед".
(Нина Карташева)
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить