Уважаемый читатель! Для вашего устройства была автоматически отображена мобильная версия сайта, на которой удобнее просматривать последние новости и статьи, но с нее недоступны некоторые другие разделы.

Оставить легкую версию?
да нет
Новости Статьи Беседа Вопрос священнику Библиотека
Ctrl+Enter — отправить

Алексей

Чтоб не быть "грубым буквалистом" и понять логику первых староверов попробуйте смоделировать у себя в голове следующую ситуацию. Вы принадлежите к истинной Церкви, но проживаете с иноверном окружении, православного священника в досягаемости нет, как вы поступите желая получить причастие, предпочтете "желать" не имея возможности или согласитесь принять причастие от священника иной церкви.
более 3-х месяцев назад

Константин

Да, почитайте житие Марии Египетской - там всё сказано.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Даниил Андрюков

будет уместным привести интересный труд свт. Антония Пермского "Святоотеческое наследие" и труд Ивана Усова "Церковь Христова временно без епископа"
а вообще странно - Церковь видимо 17 веков занималась буквоедством и совершала Литургию, а тут можно как бы духовно.
Простите, но от бутафорской пищи сыт не будешь, от резиновой женщины не родишь ребенка, от обездвиженности не похудеешь))
как же тогда и Христос нам заповедал все, а мы взяли, да и по-своему переделали?
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергей

"Постныя же дни радостию духовною проводимъ, съ чистотою, страх божий имуште в сердцах своих, и заповеди божия соблюдаюште, со всяким смирением и добродетелию, съ молитвами и покаяниемъ, да чисти и непорочни тело и кровь христову от иэреовъ воприимемъ, на освяштение душамъ и телесэмъ нашимъ, и на оставление грехомъ, и будем церковь бога живаго". книга "Златоуст", чтение в неделю г ю поста.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергей

все авторские домыслы и безименные цитаты - словоблудие, прости Господи! точно по Афанасию Герасимовичу Мурачеву: "от Церкви Христовой полками людей отторгаете и во ад утопляете".
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Анатолий

Скажите пожалуйста, у вас в вашей старообрядческой церкви 200 расколов:поповцы,безпоповцы,окружники,неокружники,какие то хатники, часовенники и еще непонятно сколько ответвлений, и все считают себя самыми правоверными и истинными?!
И считаете РПЦ МП еретиками, интересно каждое ответвление считает другое ответвление тоже еретиками??? Напишу сразу, никоновскую реформу не одобряю)!
более 3-х месяцев назад

Денис

Анатолий, даже навскидку - в настоящий момент в РПЦ МП расколов куда больше: от вполне себе состоявшихся юрисдикций (УПЦ КП, Абхазская ПЦ, всевозможные катакомбные, автономные и истинно-православные, на Украине так вообще лучше и не смотреть:) до малых сект, появившихся в последнее время - диомидовцы, царебожники и прочие оригиналы.
В старообрядчестве много толков и согласий появилось в 18-19 в., особенно отпочковавшись от спасова согласия (иначе - нетовцы).
Среди поморцев все было куда скромнее. К началу 20 в. большинство общин поморцев, филипповцев и федосеевцев объединились в современную Древлеправославную Поморскую Церковь, поскольку эти три согласия были близки (но не идентичны!) и в историческом, и в вероучительном смысле.
С остальными согласиями поморцы общения не имеют в силу более существенных вероучительных различий.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Вообще если послушать именно богословов РПЦ, то вопрос благодати и спасения вне канонических границ церкви там рассмотрен не столь однозначно и примитивно как это можно зачастую услышать ("однозначная погибель!"). При этом, это не означает, что можно быть где угодно и для спасения это равнозначно, но и не даются категоричные утверждения о погибели, опираясь на ряд суждений из разных книжек умных старых и т.п.
Но в старообрядчестве (да и зачастую в топорном новообрядчестве) такая позиция скорее всего будет отвегнута и вам безальтернативно скажут, что только здесь жизнь и только погибель там. Но официальные линии любых церквей очень морщатся от любых элементов серого, пытаясь все свести к черному или белому.
более 3-х месяцев назад

Денис

Этому очень простое объяснение - в современном богословии РПЦ вообще "все плохо" с определением границ Церкви, иначе, пониманием того, где есть благодать, а где ее нет. Самый простой вопрос, который я задаю знакомым никонианам: "Есть ли благодать у католиков?". Все как один колеблются. Однако же причащаться к ним не пойдут - для многих из них это лишь вопрос дисциплины. Скажут архииереи, что можно, значит, будет можно. Однако же все как один отвечают (опять же - из тех, с кем я общался), что у старообрядцев-поповцев благодати точно нет.
А по поводу погибели - есть известная максима: "Вне Церкви нет спасения", поэтому, видимо, вопрос о границах все же важен.
более 3-х месяцев назад

Анатолий

Общался недавно с одним священником -старообрядцем, меня давно интересует вся эта тема-реформа,что произошла при никоне.....ну и задал я ему вопрос, что ваши говорят будто там РПЦ, Елладская, Грузинская, Сербская, Болгарская и остальные церкви не спасательны.Так он ответил, что так нельзя утверждать, так как это знает только один Бог, и Он будет решать,кого помиловать,а кого нет!!!
более 3-х месяцев назад

Денис

Выходит, тут включается принцип "лишь бы человек был хорошим".. Что лично для меня не является убедительным. Он, однозначно, подходит тем, кто прожил жизнь, так и не услышав о Христе. Над теми, кто слышал Слово, суд (с моей точки зрения) будет иной - в том числе, актуализируются вопросы уклонения от ересей и сохранения истинного Богопочитания. Безусловно, на все воля Господа, и Ему решать, кого одесную, а кого ошуюю, но ведь спасение утопающего, в том числе, и дело самого утопающего. То есть, каждого из нас, разве нет?
Поэтому-то мы и делаем выбор, пребывая в той или иной конфессии, уповая на то, что именно она и является тем самым Ковчегом Спасения.
более 3-х месяцев назад

Анатолий

Извиняюсь спросить, а вы к какой конфесии принадлежите или как правильно у вас это называеться?
Я прихожанин УПЦ, и понимаю, что все не так гладко как хотелось бы, что всегда много политики,но и у вас как говориться, без сто грамм не разберешся!
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

> Этому очень простое объяснение - в современном богословии РПЦ вообще "все плохо" с определением границ Церкви

Ничего плохого не вижу, все точки зрения обосновываются опытом древней церкви и суждениями св.Отцов которые иногда поступали и писали противоречиво. Лучше завесить вопрос в состоянии неопределенности, чем истолковать его однозначно поперёк прочих фактов, но в угоду своей абсолютной правоте.
Это же касается благодати у католиков. И у поповцев-старообрядцев. Недавнее интервью Кураева как раз показало, что ответ относительно поповцев был неоднозначный. Есть каноны, есть практика.
Просто зачастую, на мой взгляд, даются ответы такие, чтоб исключить увиливание в сторону в т.ч. для тех кто очень склонен увильнуть. Кому-то можно по праздникам 50 капель и ничего, а кому-то нельзя потому что разрешишь 50 капель и уйдёт человек в запой. Вот и в церкви так же: ради тех, кто склонен к запоям, 50 капель запрещено всем. Но если чуть порыть да почитать, оказывается, что "не всё так однозначно".
более 3-х месяцев назад

Денис

Анатолий, я убежденный старовер поморского согласия. Сейчас централизованная церковная организация именуется Древлеправославная Поморская Церковь.
более 3-х месяцев назад

Денис

Сергий, староверы поморского согласия в учении о Церкви и ее границах руководствуются опытом и решениями св. Отец, в частности, Свв. Василия Великого и Киприана Карфагенского
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

У Кураева есть очень хорошая работа по разбору вопроса о благодати вне канонических границ. И ссылается он на многих (более двух) Отцов. Собственно, в этом и суть — либо взять учение лишь тех Отцов которые говорят согласно личному желанию, либо рассмотреть вопрос во всём объёме и остаться в лёгких непонятках.
более 3-х месяцев назад

Денис

Сергий, пришлите, пожалуйста, ссылку. Так и мы не на двух ссылаемся:) Я для примера привел из тех, чьи имена первыми приходят в голову
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Книга "Вызов экуменизма" http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71831-vyzov-ekumenizma/
Там есть интересные рассуждения на счёт благодати за каноническими границами церкви.

Так же можно ознакомиться в интернете (на ютюбе) с мнение профессора богословия Осипова А.И. на тему спасения вне церкви. Только важно непредвзято подойти к материалу.
более 3-х месяцев назад

Анатолий

Денис, я сначала думал, что у вас одна старообрядческая церковь!
Как то я посмотрел фильм"Рскол",и задумался, но сильно как то не вник в это все, я родом с Черновицкой обл., как вы знаете у нас там Белая Криница, и буквально недавно я начал все больше и больше интересоваться никоновской реформой, Византийской империей, я начал этим проникаться этим, так как у нас час в Украине так званые раскольники киевского патриархата, тоже забирают церкви себе и власть на это смотрит сквозь пальцы, потому и понимаю и чувствую приблизительно, что тогда испытывали люди старообрядцы, какую несправедливость они чувствовали....
Но когда я все больше и больше стал вникать, и понял что у вас столько всяких согласий и разногласий, я как будто уперся в стену, хотя сначала думал, вот где истинное православие... и счас если честно в легком недоумении)
более 3-х месяцев назад

Максим

Анатолий, в Белой Кринице точно есть настоящие христиане. Попробуйте там побывать на службе, пообщаться с местными. Я сам там жил какое-то время и знаю что говорю)
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Поиск идеала без разногласий это заведомо тупиковый путь. Раз даже ап.Павел сказал "Пусть будут меж вами и разномыслия". Вопрос как на разномыслия реагировать: либо вовремя остановиться в спорах, особенно если разномыслия по "зыбким вопросам" на которые и у Отцов не было однозначности. Либо гнуть до последнего на своём, отделяясь и изгоняя всех, кто не согласен.

Например, вот нет у св.Отцов однозначного суждения о конечности вечности мук, и можно найти у разных Отцов разные точки зрения. И нет бы оставить вопрос в подвешенном состоянии -- ну тайна это, ну не всё же Господь нам в деталях познать попускает. Но нет, кому-то надо обязательно поставить именно свою точку в этом вопросе, а всех несогласных объявить еретиками.

И это не в обрядчестве дело, а в подходе людей к решению вопросов. Поэтому и расколов и раздоров столько и в ново-, и в старообрядчестве.
более 3-х месяцев назад

Денис

Разделений и толков, действительно, много - и в этом сложно разобраться, особенно если есть некая "официальная" позиция, навязываемая или пропагандируемая с высоких и пышных трибун.
Условно говоря - в староверии есть две крупные ветви: безпоповство и поповство, остальное - лишь детали и историческая специфика. Поповцы - белокриницкое и новозыбковское согласия - восстановили иерархию, приняв из новообрядческих церквей иереев и архиереев в сущем сане (сначала попов, потом епископа / епископов). Естественно, найдя некоторые (в общем-то спорные) обоснования подобных практик с точки зрения церковного канонического права. Безпоповцы священства из новообрядческих церквей не принимали, усомнившись в их благодатности.

Сергий, помоги Вам Господи, в том числе, найти Ваш путь, который бы вел в Царствие Небесное! И простите меня, грешного, Христа ради, если словом обидел или задел.
более 3-х месяцев назад

Сергий 985

Поповцы значительно меньше дробились в отличие от безпоповцев. Видимо, чем больше отвергли те или иные старообрядцы, тем больше церковного творчества они взамен себе позволили. Поэтому поповцы были вынуждены лишь решить проблему с каноничностью получения священства, а всё остальное оставить как и было. А безпоповцам пришлось творить обоснования куда большим переменам в церковной жизни, а раз взяли на себя ответственность поотменять много прежнего, то почему бы и дальше этому творчеству не идти.
Так что количество и главное разница между различными безпоповскими толками не сравнится с поповцами. Вроде так.
более 3-х месяцев назад

Денис

Сергий, для Вас меньшее/большее дробление есть показатель? Думаю, это лишь вопрос в наличии или отсутствии иерархии.

Поповцы "были вынуждены лишь решить проблему с каноничностью получения священства": да, формально они ее решили, но насколько канонично? Да и потом дробления у поповцев были и есть в новейшее время.

Не буду говорить за всех безпоповцев (так, например, часовенные, коих огромное количество суть бывшие беглопопвцы), но, например, на Русском Севере и до раскола была традиция бессященнословного служения (службу ведут миряне) ввиду малого количества попов и больших расстояний. Эту традицию продолжили староверы-поморцы с благословения соловецких священноиноков после разгрома монастыря.
более 3-х месяцев назад

Кирил

"К началу 20 в. большинство общин поморцев, филипповцев и федосеевцев объединились в современную Древлеправославную Поморскую Церковь" - где можно узнать об этом историческом факте? ведь и федосеевцы и филипповцы сущестуют и сейчас
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Сергий 985

Вот читаешь и думаешь -- где она грань между протестантизмом и чем-то истиным? Ведь понятно, что Причастие это вспомощствование, но если вдруг ни разу в жизни не причастился это же не означает, что это гибель гарантированная (как утвержадет "официальная" позиция). Тут какая-то тайна. Лучше причащаться, конечно, но если не причастился или не было возможности, то однозначных выводов не делать.
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить

Ирина

Автор пишет, что Мария Египетская не причащались Тела и Крови Христовой, однако спаслась и прославляется Церковью.
В Житии Марии Египетской ясно указано, что она дважды в своей жизни причащалась. Притом второй раз, когда авва Зосима ее причастил в пустыне, она в этот же день скончалась. Она 50 лет жила в пустыне и ждала этого дня. И только после Причащения Святых Таин Господь взял ее душу.
Так что неудачный пример автор привел, явно не в пользу учению о духовном причастии
более 3-х месяцев назад

Денис

Не знаю автора статьи, потому не могу отвечать за его неточности. Однако обычно Мария Египетская приводится в пример духовного причащения вот в каком смысле. Она многие годы жила одна в пустыне и при этом стяжала дары Св. Духа, вспомним: хождение по воде, прозорливость, пророчество и проч. При этом не причащаясь физически (видимым образом). Очевидно, это и есть духовное причастие. Подобным образом спасались и иные преподобные отшельники.
более 3-х месяцев назад

Ирина

Из Жития преподобной явно видится, что именно физически она дважды приняла причащение Святых Таин. Именно для этого и пришел к ней в пустыню авва Зосима. а когда пришел еще раз, спустя год, у главы умершей было начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
Чтобы увидеть в этом описании момента из Жития акт некоего духовного причастия, а не физического, нужно обладать другой како-то крайностью, чем буквализм (как говорят безпоповцы, "Всякий буквализм в толковании Святого Писания может привести к опасным ересям"). Наверное, это как раз отрицание очевидного.
Я ни в коем случае не выступаю за спор межстарообрядческих согласий. Только лишь указываю на неудачный пример, приведенный автором по ошибке, явно не в пользу своего учения
более 3-х месяцев назад

Денис

Ирина, я же не отрицаю факта принятия Св. Тайн (и не называю это самое последнее причастие невидимым) перед упокоением преподобной. Речь о всем ее житии - на протяжении которого она стяжала благодать Св. Духа, не причащаясь видимо. Выходит, если мы вспомним церковные каноны и правила, не причащаясь, она сама себя отлучила от Церкви? Но, безусловно, это не так. Преподобная Мария имела в себе благодать во всей полноте, получая ее лишь молитвенным подвигом и житием.

Естественно, она приняла Св. Тайны из рук благочестивого Зосимы с радостью и великим благоговением, поскольку получила от Господа эту возможность. Мы же живем во времена, когда благодатное священство отсутствует, именно поэтому в мире несть истинного видимого причастия.
более 3-х месяцев назад

Ирина

Все это так. Мария имела в себе благодать во всей полноте, получая ее лишь молитвенным подвигом и житием. Однако преставилась она именно в тот день, когда получила причастие "физическое, видимое". Очевидно, что 45 лет, живя в пустыне и подвизаясь, она ждала именно этого Причастия, только оно смогло во всей полноте увенчать ее труды.
более 3-х месяцев назад

Cергiй

" А ты освящен, и много лет служаще святей Моей церкви: место же пусто зде; живущии же зде мнихи, или християня, да не будут без общения святых Моих тайн, ихже святым Моим учеником и Апостолом предах на тайне вечери, да творят в мое воспоминание." Сие сказано Иоанну Неронову (уже в иночестве - старцу Григорию) 1658 лета, маия в 6 день Спасителем нашим при явлении со ангелы. Не верят безпоповцы Самому Господу Исусу Христу не оставляющему християны без Таинства.
более 3-х месяцев назад

Алексей

И как это помогло Неронову? он же в итоге примирился с никоновским расколом.
более 3-х месяцев назад

Алексей

А что делать с теми многими святыми, которые так и не удосужились принять Св. Причастия? даже при наличии истинного священства. что будете деканонизировать, чтоб не были свидетельством для безпоповцев?
более 3-х месяцев назад

Сергей

"якоже бо тело не приемля хлеба, не можетъ живо быти, тако и душа, аштэ не причащается, мэртва эсть" - в среду 4-й недели Великаго поста поучение святаго Iоанна Златоустаго..
более 3-х месяцев назад
Ctrl+Enter — отправить