Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (35)

  1. Алексей

    Чтоб не быть "грубым буквалистом" и понять логику первых староверов попробуйте смоделировать у себя в голове следующую ситуацию. Вы принадлежите к истинной Церкви, но проживаете с иноверном окружении, православного священника в досягаемости нет, как вы поступите желая получить причастие, предпочтете "желать" не имея возможности или согласитесь принять причастие от священника иной церкви.

  2. Даниил Андрюков

    будет уместным привести интересный труд свт. Антония Пермского "Святоотеческое наследие" и труд Ивана Усова "Церковь Христова временно без епископа"
    а вообще странно — Церковь видимо 17 веков занималась буквоедством и совершала Литургию, а тут можно как бы духовно.
    Простите, но от бутафорской пищи сыт не будешь, от резиновой женщины не родишь ребенка, от обездвиженности не похудеешь))
    как же тогда и Христос нам заповедал все, а мы взяли, да и по-своему переделали?

  3. Сергей Шуйский

    "Постныя же дни радостию духовною проводимъ, съ чистотою, страх божий имуште в сердцах своих, и заповеди божия соблюдаюште, со всяким смирением и добродетелию, съ молитвами и покаяниемъ, да чисти и непорочни тело и кровь христову от иэреовъ воприимемъ, на освяштение душамъ и телесэмъ нашимъ, и на оставление грехомъ, и будем церковь бога живаго". книга "Златоуст", чтение в неделю г ю поста.

  4. Сергей Шуйский

    все авторские домыслы и безименные цитаты — словоблудие, прости Господи! точно по Афанасию Герасимовичу Мурачеву: "от Церкви Христовой полками людей отторгаете и во ад утопляете".

  5. Анатолий

    Скажите пожалуйста, у вас в вашей старообрядческой церкви 200 расколов:поповцы,безпоповцы,окружники,неокружники,какие то хатники, часовенники и еще непонятно сколько ответвлений, и все считают себя самыми правоверными и истинными?!
    И считаете РПЦ МП еретиками, интересно каждое ответвление считает другое ответвление тоже еретиками??? Напишу сразу, никоновскую реформу не одобряю)!

    • Денис Ермолин

      Анатолий, даже навскидку — в настоящий момент в РПЦ МП расколов куда больше: от вполне себе состоявшихся юрисдикций (УПЦ КП, Абхазская ПЦ, всевозможные катакомбные, автономные и истинно-православные, на Украине так вообще лучше и не смотреть:) до малых сект, появившихся в последнее время — диомидовцы, царебожники и прочие оригиналы.
      В старообрядчестве много толков и согласий появилось в 18-19 в., особенно отпочковавшись от спасова согласия (иначе — нетовцы).
      Среди поморцев все было куда скромнее. К началу 20 в. большинство общин поморцев, филипповцев и федосеевцев объединились в современную Древлеправославную Поморскую Церковь, поскольку эти три согласия были близки (но не идентичны!) и в историческом, и в вероучительном смысле.
      С остальными согласиями поморцы общения не имеют в силу более существенных вероучительных различий.

    • Сергий 985

      Вообще если послушать именно богословов РПЦ, то вопрос благодати и спасения вне канонических границ церкви там рассмотрен не столь однозначно и примитивно как это можно зачастую услышать ("однозначная погибель!"). При этом, это не означает, что можно быть где угодно и для спасения это равнозначно, но и не даются категоричные утверждения о погибели, опираясь на ряд суждений из разных книжек умных старых и т.п.
      Но в старообрядчестве (да и зачастую в топорном новообрядчестве) такая позиция скорее всего будет отвегнута и вам безальтернативно скажут, что только здесь жизнь и только погибель там. Но официальные линии любых церквей очень морщатся от любых элементов серого, пытаясь все свести к черному или белому.

    • Денис Ермолин

      Этому очень простое объяснение — в современном богословии РПЦ вообще "все плохо" с определением границ Церкви, иначе, пониманием того, где есть благодать, а где ее нет. Самый простой вопрос, который я задаю знакомым никонианам: "Есть ли благодать у католиков?". Все как один колеблются. Однако же причащаться к ним не пойдут — для многих из них это лишь вопрос дисциплины. Скажут архииереи, что можно, значит, будет можно. Однако же все как один отвечают (опять же — из тех, с кем я общался), что у старообрядцев-поповцев благодати точно нет.
      А по поводу погибели — есть известная максима: "Вне Церкви нет спасения", поэтому, видимо, вопрос о границах все же важен.

    • Анатолий

      Общался недавно с одним священником -старообрядцем, меня давно интересует вся эта тема-реформа,что произошла при никоне…..ну и задал я ему вопрос, что ваши говорят будто там РПЦ, Елладская, Грузинская, Сербская, Болгарская и остальные церкви не спасательны.Так он ответил, что так нельзя утверждать, так как это знает только один Бог, и Он будет решать,кого помиловать,а кого нет!!!

    • Денис Ермолин

      Выходит, тут включается принцип "лишь бы человек был хорошим".. Что лично для меня не является убедительным. Он, однозначно, подходит тем, кто прожил жизнь, так и не услышав о Христе. Над теми, кто слышал Слово, суд (с моей точки зрения) будет иной — в том числе, актуализируются вопросы уклонения от ересей и сохранения истинного Богопочитания. Безусловно, на все воля Господа, и Ему решать, кого одесную, а кого ошуюю, но ведь спасение утопающего, в том числе, и дело самого утопающего. То есть, каждого из нас, разве нет?
      Поэтому-то мы и делаем выбор, пребывая в той или иной конфессии, уповая на то, что именно она и является тем самым Ковчегом Спасения.

    • Анатолий

      Извиняюсь спросить, а вы к какой конфесии принадлежите или как правильно у вас это называеться?
      Я прихожанин УПЦ, и понимаю, что все не так гладко как хотелось бы, что всегда много политики,но и у вас как говориться, без сто грамм не разберешся!

    • Сергий 985

      > Этому очень простое объяснение — в современном богословии РПЦ вообще "все плохо" с определением границ Церкви

      Ничего плохого не вижу, все точки зрения обосновываются опытом древней церкви и суждениями св.Отцов которые иногда поступали и писали противоречиво. Лучше завесить вопрос в состоянии неопределенности, чем истолковать его однозначно поперёк прочих фактов, но в угоду своей абсолютной правоте.
      Это же касается благодати у католиков. И у поповцев-старообрядцев. Недавнее интервью Кураева как раз показало, что ответ относительно поповцев был неоднозначный. Есть каноны, есть практика.
      Просто зачастую, на мой взгляд, даются ответы такие, чтоб исключить увиливание в сторону в т.ч. для тех кто очень склонен увильнуть. Кому-то можно по праздникам 50 капель и ничего, а кому-то нельзя потому что разрешишь 50 капель и уйдёт человек в запой. Вот и в церкви так же: ради тех, кто склонен к запоям, 50 капель запрещено всем. Но если чуть порыть да почитать, оказывается, что "не всё так однозначно".

    • Денис Ермолин

      Анатолий, я убежденный старовер поморского согласия. Сейчас централизованная церковная организация именуется Древлеправославная Поморская Церковь.

    • Денис Ермолин

      Сергий, староверы поморского согласия в учении о Церкви и ее границах руководствуются опытом и решениями св. Отец, в частности, Свв. Василия Великого и Киприана Карфагенского

    • Сергий 985

      У Кураева есть очень хорошая работа по разбору вопроса о благодати вне канонических границ. И ссылается он на многих (более двух) Отцов. Собственно, в этом и суть — либо взять учение лишь тех Отцов которые говорят согласно личному желанию, либо рассмотреть вопрос во всём объёме и остаться в лёгких непонятках.

    • Денис Ермолин

      Сергий, пришлите, пожалуйста, ссылку. Так и мы не на двух ссылаемся:) Я для примера привел из тех, чьи имена первыми приходят в голову

    • Сергий 985

      Книга "Вызов экуменизма" http://predanie.ru/kuraev-andrey-protodiakon/book/71831-vyzov-ekumenizma/
      Там есть интересные рассуждения на счёт благодати за каноническими границами церкви.

      Так же можно ознакомиться в интернете (на ютюбе) с мнение профессора богословия Осипова А.И. на тему спасения вне церкви. Только важно непредвзято подойти к материалу.

    • Анатолий

      Денис, я сначала думал, что у вас одна старообрядческая церковь!
      Как то я посмотрел фильм"Рскол",и задумался, но сильно как то не вник в это все, я родом с Черновицкой обл., как вы знаете у нас там Белая Криница, и буквально недавно я начал все больше и больше интересоваться никоновской реформой, Византийской империей, я начал этим проникаться этим, так как у нас час в Украине так званые раскольники киевского патриархата, тоже забирают церкви себе и власть на это смотрит сквозь пальцы, потому и понимаю и чувствую приблизительно, что тогда испытывали люди старообрядцы, какую несправедливость они чувствовали….
      Но когда я все больше и больше стал вникать, и понял что у вас столько всяких согласий и разногласий, я как будто уперся в стену, хотя сначала думал, вот где истинное православие… и счас если честно в легком недоумении)

    • Анатолий, в Белой Кринице точно есть настоящие христиане. Попробуйте там побывать на службе, пообщаться с местными. Я сам там жил какое-то время и знаю что говорю)

    • Сергий 985

      Поиск идеала без разногласий это заведомо тупиковый путь. Раз даже ап.Павел сказал "Пусть будут меж вами и разномыслия". Вопрос как на разномыслия реагировать: либо вовремя остановиться в спорах, особенно если разномыслия по "зыбким вопросам" на которые и у Отцов не было однозначности. Либо гнуть до последнего на своём, отделяясь и изгоняя всех, кто не согласен.

      Например, вот нет у св.Отцов однозначного суждения о конечности вечности мук, и можно найти у разных Отцов разные точки зрения. И нет бы оставить вопрос в подвешенном состоянии — ну тайна это, ну не всё же Господь нам в деталях познать попускает. Но нет, кому-то надо обязательно поставить именно свою точку в этом вопросе, а всех несогласных объявить еретиками.

      И это не в обрядчестве дело, а в подходе людей к решению вопросов. Поэтому и расколов и раздоров столько и в ново-, и в старообрядчестве.

    • Денис Ермолин

      Разделений и толков, действительно, много — и в этом сложно разобраться, особенно если есть некая "официальная" позиция, навязываемая или пропагандируемая с высоких и пышных трибун.
      Условно говоря — в староверии есть две крупные ветви: безпоповство и поповство, остальное — лишь детали и историческая специфика. Поповцы — белокриницкое и новозыбковское согласия — восстановили иерархию, приняв из новообрядческих церквей иереев и архиереев в сущем сане (сначала попов, потом епископа / епископов). Естественно, найдя некоторые (в общем-то спорные) обоснования подобных практик с точки зрения церковного канонического права. Безпоповцы священства из новообрядческих церквей не принимали, усомнившись в их благодатности.

      Сергий, помоги Вам Господи, в том числе, найти Ваш путь, который бы вел в Царствие Небесное! И простите меня, грешного, Христа ради, если словом обидел или задел.

    • Сергий 985

      Поповцы значительно меньше дробились в отличие от безпоповцев. Видимо, чем больше отвергли те или иные старообрядцы, тем больше церковного творчества они взамен себе позволили. Поэтому поповцы были вынуждены лишь решить проблему с каноничностью получения священства, а всё остальное оставить как и было. А безпоповцам пришлось творить обоснования куда большим переменам в церковной жизни, а раз взяли на себя ответственность поотменять много прежнего, то почему бы и дальше этому творчеству не идти.
      Так что количество и главное разница между различными безпоповскими толками не сравнится с поповцами. Вроде так.

    • Денис Ермолин

      Сергий, для Вас меньшее/большее дробление есть показатель? Думаю, это лишь вопрос в наличии или отсутствии иерархии.

      Поповцы "были вынуждены лишь решить проблему с каноничностью получения священства": да, формально они ее решили, но насколько канонично? Да и потом дробления у поповцев были и есть в новейшее время.

      Не буду говорить за всех безпоповцев (так, например, часовенные, коих огромное количество суть бывшие беглопопвцы), но, например, на Русском Севере и до раскола была традиция бессященнословного служения (службу ведут миряне) ввиду малого количества попов и больших расстояний. Эту традицию продолжили староверы-поморцы с благословения соловецких священноиноков после разгрома монастыря.

    • Кирил Меламуд

      "К началу 20 в. большинство общин поморцев, филипповцев и федосеевцев объединились в современную Древлеправославную Поморскую Церковь" — где можно узнать об этом историческом факте? ведь и федосеевцы и филипповцы сущестуют и сейчас

  6. Сергий 985

    Вот читаешь и думаешь — где она грань между протестантизмом и чем-то истиным? Ведь понятно, что Причастие это вспомощствование, но если вдруг ни разу в жизни не причастился это же не означает, что это гибель гарантированная (как утвержадет "официальная" позиция). Тут какая-то тайна. Лучше причащаться, конечно, но если не причастился или не было возможности, то однозначных выводов не делать.

  7. Ирина Косырева

    Автор пишет, что Мария Египетская не причащались Тела и Крови Христовой, однако спаслась и прославляется Церковью.
    В Житии Марии Египетской ясно указано, что она дважды в своей жизни причащалась. Притом второй раз, когда авва Зосима ее причастил в пустыне, она в этот же день скончалась. Она 50 лет жила в пустыне и ждала этого дня. И только после Причащения Святых Таин Господь взял ее душу.
    Так что неудачный пример автор привел, явно не в пользу учению о духовном причастии

    • Денис Ермолин

      Не знаю автора статьи, потому не могу отвечать за его неточности. Однако обычно Мария Египетская приводится в пример духовного причащения вот в каком смысле. Она многие годы жила одна в пустыне и при этом стяжала дары Св. Духа, вспомним: хождение по воде, прозорливость, пророчество и проч. При этом не причащаясь физически (видимым образом). Очевидно, это и есть духовное причастие. Подобным образом спасались и иные преподобные отшельники.

    • Ирина Косырева

      Из Жития преподобной явно видится, что именно физически она дважды приняла причащение Святых Таин. Именно для этого и пришел к ней в пустыню авва Зосима. а когда пришел еще раз, спустя год, у главы умершей было начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери».
      Чтобы увидеть в этом описании момента из Жития акт некоего духовного причастия, а не физического, нужно обладать другой како-то крайностью, чем буквализм (как говорят безпоповцы, "Всякий буквализм в толковании Святого Писания может привести к опасным ересям"). Наверное, это как раз отрицание очевидного.
      Я ни в коем случае не выступаю за спор межстарообрядческих согласий. Только лишь указываю на неудачный пример, приведенный автором по ошибке, явно не в пользу своего учения

    • Денис Ермолин

      Ирина, я же не отрицаю факта принятия Св. Тайн (и не называю это самое последнее причастие невидимым) перед упокоением преподобной. Речь о всем ее житии — на протяжении которого она стяжала благодать Св. Духа, не причащаясь видимо. Выходит, если мы вспомним церковные каноны и правила, не причащаясь, она сама себя отлучила от Церкви? Но, безусловно, это не так. Преподобная Мария имела в себе благодать во всей полноте, получая ее лишь молитвенным подвигом и житием.

      Естественно, она приняла Св. Тайны из рук благочестивого Зосимы с радостью и великим благоговением, поскольку получила от Господа эту возможность. Мы же живем во времена, когда благодатное священство отсутствует, именно поэтому в мире несть истинного видимого причастия.

    • Ирина Косырева

      Все это так. Мария имела в себе благодать во всей полноте, получая ее лишь молитвенным подвигом и житием. Однако преставилась она именно в тот день, когда получила причастие "физическое, видимое". Очевидно, что 45 лет, живя в пустыне и подвизаясь, она ждала именно этого Причастия, только оно смогло во всей полноте увенчать ее труды.

    • " А ты освящен, и много лет служаще святей Моей церкви: место же пусто зде; живущии же зде мнихи, или християня, да не будут без общения святых Моих тайн, ихже святым Моим учеником и Апостолом предах на тайне вечери, да творят в мое воспоминание." Сие сказано Иоанну Неронову (уже в иночестве — старцу Григорию) 1658 лета, маия в 6 день Спасителем нашим при явлении со ангелы. Не верят безпоповцы Самому Господу Исусу Христу не оставляющему християны без Таинства.

    • Алексей

      И как это помогло Неронову? он же в итоге примирился с никоновским расколом.

    • Алексей

      А что делать с теми многими святыми, которые так и не удосужились принять Св. Причастия? даже при наличии истинного священства. что будете деканонизировать, чтоб не были свидетельством для безпоповцев?

    • Сергей Шуйский

      "якоже бо тело не приемля хлеба, не можетъ живо быти, тако и душа, аштэ не причащается, мэртва эсть" — в среду 4-й недели Великаго поста поучение святаго Iоанна Златоустаго..

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля