Иван, Москва
18 декабря 2019

Откуда пошла традиция украшать храмы зеленью на Троицу?

Подскажите, откуда пошла традиция украшать на Троицу храмы зеленью (березы и трава в основном)? Интересно, когда возникла такая традиция и что это символизирует. Благодарю за ответ.

Ответ:

В уставе Новгородского Софийского собора (начала 17‑го века) находим следующий ответ. «Сего ради убо, мню, такое действие узаконися, понеже бо сотвори Бог небо и землю и вся украшения их, и потом сотвори человека и оживотвори его, вдохну в лице его дыхание жизни и устрои его над всею тварию, якобы князя и властелина того постави и вся ему покори... И сего ради, мню, на сей Тройческий праздник постилаем листвие, яко человека ради сотворено бысть украшение земное и покорено ему вся. И в лепоту убо приносится листвие на сей настоящий трисолнечный день и постилается под ногами человеческими... Ибо всякое плодоносие в начаток времен своих приносится в домы иерейския на благословение, и в честь Сотворшему е и в потребу человеком; сие же листвие во время красования своего приносится и постилается в храмех: яко божественный трисиятельный праздник сей празднуется в начаток ликования весны, во время новолистия, понеже убо тогда вся тварь обновляется обращающися на первое... И в лепоту таковому творима... яко вся красная мира сего человека ради сотворена суть, яко(же) и Сам Творец и Владыка приносившим ему книжникам о законе: не человек, рече, сотворен субботы ради, но суббота человека ради. Такоже и вся тварь и украшение земное человека ради устроено быть и учинено, и да видев человеческий род неизреченное человеколюбие Божие, молитвы своя к Богу неослабно простирает и плод благодарения приносит, и к Творцу своему вси вкупе любовию горят». Таким образом, согласно приведенному рассуждению, постилание в храмах зелени и цветов на праздник Святой Троицы совершается, во-первых, по обычаю принесения для благословения начатков всяких плодов и, во-вторых, для того, чтобы человек, видя пред собою земное украшение, какое сотворил Бог на пользу его, прославлял бы Творца своего и приносил с горячей любовью благодарение Ему. В праздник же Святой Троицы совершается такое постилание зелени потому, что в это время деревья и травы находятся в полном своем расцвете. Впрочем, давая такое изъяснение этому обычаю, ответчик оговаривается: «О сем убо благодатию Христовой разсудих, елико мя вразуми божественный Параклит; а в божественных писаниях того не обретох, откуда начало прият, и коея ради вины сицевое постилание бысть».

«Слово Церкви», 1915 г., № 30.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля