Здравствуйте. Нередко среди характерных черт староверов (старообрядцев) пишут о великом их трудолюбии, их высокой работоспособности. Какие догматические основы и особенности старой веры побуждают староверов быть трудолюбивыми в повседневных делах? Как вы считаете, почему такие характеристики не присущи в описании новообрядчества? Возможно, есть какие-то забытые традиции, заповеди и правила, сохранившиеся в старой вере и напрямую связанные с требованием от верующих усердия и трудолюбия в делах не только духовных, но и хозяйственных? Спаси Христос.
Андрей, Брянск
4 июня 2019
Какие догматические основы и особенности старой веры побуждают староверов быть трудолюбивыми в повседневных делах?
Уважаемый Андрей!
Старообрядцы были и есть таковы не потому, что они имеют какое-то особое знание или традицию. Дело в том, что старообрядцами стали лучшие представители русского Православия. Ведь те, для кого вера в Бога была способом социального существования, спокойно поплыли дальше по течению жизни, проглотив кардинальное изменение этой веры. Воспротивились этому только те, для кого заповеди Божии, христианские принципы были не государственной декларацией, а смыслом жизни, для которых благополучное социальное существование было ничем по сравнению с верностью Христу.
Отсюда и вытекали все сопутствующие этому образу христианина черты. Ведь то, что Вы перечисляете, то, что подразумевается под этим — это ж все естественные христианские добродетели. И для старообрядцев они были естественны, потому что они были лучшими, они были совестью всего народа.
Если говорить сугубо о выдающейся хозяйственной деятельности и социальном строительстве старообрядческих общин, то подспудно этому содействовали условия, в которые староверы были поставлены. Ведь мало-мальское выживание старообрядцев, особенно в первое время, было возможно только в труднодоступных местах, диких и необжитых, куда их загнали новообрядцы. А там не было другого выбора, как только высокая трудоспособность и трудолюбие. Другие или погибали, или сдавались. То же самое происходило и тогда, когда гонения несколько ослабли. Быть старообрядцем — это означало быть человеком третьего сорта в государстве, это означало быть замкнутым в своей Общине.
И поэтому тот, для кого христианские принципы не играли большого значения, выходил из Общины, становился или новообрядцем, или единоверцем. А для кого это было важно, держались друг за друга, поддерживали друг друга, были на виду друг у друга. Отсюда — честность, доверие, высокий моральный облик, трудолюбие, трудоспособность, высокие социальные требования и возможности.
В настоящее время мы видим, как постепенное размывание внешних ограничителей сводит вниз прежний высокий облик старообрядца. Хотя, пока старообрядцы будут «людьми второго сорта», среди них процент «настоящих» христиан будет все же больше.