Олег, Краснодар
26 июня 2018

Как понимать проклятия в Библии, содержащиеся в псалме 108?

Здравствуйте. Вопрос вызван прочтением псалма 108, точнее, проклятиями в псалмах. Авторы псалмов пели о своей верности Богу и Его завету. Именно ревностным желанием отстоять праведность объясняются нередко встречающиеся в их текстах слова проклятий. Они молились о том, чтобы Бог «сокрушил мышцу нечестивому и злому» (Пс. 9:15), «сокрушил зубы их» (Пс. 57; 6) и «излил на них ярость» Свою (Пс. 67:22-28). Подобные «просьбы» диктовались не личной мстительностью, но протестом против тех, которые, будучи лишены чести и совести, отвечают на добро злом и предательством (Пс. 108:4-5), а главное, горячим желанием, чтобы Бог осудил грех и утвердил дело Свое на земле. Конечно, молитвенная жизнь христиан отличается от той, которую имели древние евреи. Но, молясь об исполнении Божьей воли или о скором пришествии Христа, мы тем самым тоже молимся о совершении суда над нечестивыми и о воздаянии праведным. Вопрос! В Библии сказано, что всё писание боговдохновенно, полезно к назиданию и т.п. Таким образом, Библия учит нас, что нужно проклинать тех, кто восстаёт против Бога, делает зло добрым людям и праведникам. Но это утверждение не может быть истиной, т.к. оно противоречит самому учению Христа, который призывал своих последователей любить врагов своих и не воздавать злом за зло. Учил благословлять, а не проклинать. Если иудейское учение требует воздаяния за причинённое зло «Око за око», то почему христианам рекомендуют для прочтения эти нехристианские постулаты? Следуя логике описанного выше толкования, можно проклинать правительство, которое делает злое своему народу, издавая антинародные законы и не исполняя должным образом функции по защите и обеспечению благополучия людей. Можно проклинать язычников, еретиков, преступников только потому, что они творят злое. Читая псалмы, которые по учению церкви являются Боговдохновенным писанием, христиане пропускают прочитанное через своё сердце и принимают тот образ мыслей, который видят в Святом Писании. Зачем, скажите мне, искушать людей подобными противоречиями? Зачем учить людей одному, и тут же показывать совсем противоположное?

Здравствуйте! Во-первых, хочу вам сказать, что псалом 108 традиционно считается пророческим, в нем святой пророк Давыд предрекает предательство Иуды Искариотского, и его проклятия относятся как к самому Иуде Искариотскому, так и к виновникам распятия Христа, что подтверждает и святой апостол Петр в Деяниях апостольских. Во-вторых, приведу Вам слова святого Иоанна Златоуста, который в беседе на этот псалом пишет так:

«То же можно сказать и здесь, т. е. под видом проклятия составлено пророчество, которое означает и предвозвещает события, имевшие случиться с Иудою, а потом касается и другого предмета, именно: говорит против некоторых людей, восстающих на священство, — чтобы мы знали, как велико зло — восставать на священников Божиих и употреблять против них коварство и неправду. Сказанное здесь есть не что иное, как внушение, что постигнет тех, которые обижают ближних и восстают с коварством и злобою против людей, не сделавших ничего худого. Если же псалмопевец просит, чтобы и дети его были наказаны, не смущайся этим, возлюбленный; детьми он называет здесь тех, которые сами участвуют в пороках таких людей».

И он же далее пишет: «Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям».

Так что традиционное православное понимание этого псалма таково: это пророчество о предательстве Иудой Искариотским Христа и предостережение тем людям, которые злоумышляют на своих ближних, с целью отвратить их от греха напоминанием кары Божией предателям и творящим зло ближним. 

В-третьих, Вам ведь известно, что Псалтырь — это всё-таки Ветхий Завет. И мы должны понимать, что это старая жизнь человечества, которую Христос исполнил и дал нам Новый Завет. И если Церковь использует этот псалом в богослужении, то надо правильно понимать его. Церковь чтением этого псалма напоминает, от чего мы ушли, от какого Завета Христос нас привел к Новому, но и этот «Ветхий завет» надо правильно понимать. Пусть пророк Давыд святой, но и он грешил. Он ошибался, и его ошибки нам тоже пример.

И еще раз предложу Вам перечитать толкование на 108 псалом Иоанна Златоуста. И, в частности, слова, приведённые выше: «Здесь показывается сила наказания и продолжительность мучения и вместе внушается, что бедствия у всех людей происходят от них самих, от собственной их вины, когда они своими делами и поступками сами отвергают добро и сами себя подвергают наказаниям».

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля