Артем, Москва
19 ноября 2019

Вопрос о крестовых походах и почитании мощей

Вопрос о крестовых походах и почитании реликвий. Первая его часть связана с темой христианства, но не православия. Почему проводились крестовые походы по очищению Святой земли, за Гроб Господень и т.п.? В то время как главное христианское учение говорит о том, что надо «Подставить левую щеку, когда ударят по правой», «Возлюбить ближнего своего как самого себя», «Простить обидчика, но не в коем случае не мстить ему». Почему папа Римский не захотел простить мусульман, когда те заняли святую землю и святыни? Ведь в учении говорится, что когда у тебя просят что-то отдать, то должен отдать последнюю рубашку (Мф. 5-40). Это подчеркнуло бы его доброту и бескорыстие. Например, протестанты в этом свете выглядят ярче, в частности, баптисты и др., которые рассматривают почитание реликвий как большой обман церкви, из-за которых происходят войны. Меня ещё волнует, как блаженная Матрона терпит на том свете, когда её разные части мощей возят из одного города в другой, при этом основные мощи находятся в Москве. Насколько я понял, не все же мощи по городам возят, а только частицы от мощей? То же касается и других святых, чьи мощи разделены, а не в одном месте покоятся. Объясните эти два момента: про крестовые походы и мощи.

Крестовые походы действительно были в истории римо-католической церкви. Вас смущает этот факт тем, что он явно противоречит Евангелию. Почему западная церковь пошла по этому пути? На эту тему написана масса литературы. Здесь же я кратко скажу, что католики считали крестовые походы (в том числе и на Русь в XIII в.) своим долгом и священной обязанностью. Так ими было перетолковано христианское учение. Вы, наверное, слышали иезуитский принцип: «Цель оправдывает средства». Советую вам вдумчиво прочитать «Легенду о великом инквизиторе» в книге Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». В ней с достаточной глубиной и яркостью изложено заблуждение католиков, их взгляды на земную власть, на церковь и ее миссию в мире. Это вам многое прояснит.

Относительно  частиц святых мощей. Христиане «чают воскресения мертвым и жизни будущаго века» (Символ веры). Мы веруем, что Бог воскресит наши тела, даже если они полностью истлели, были сожжены, съедены, раздроблены на части и т.п. В своей «Исповеди» блаженный Августин пишет, что его престарелая мать очень хотела быть похороненной у себя на родине. Но незадолго до своей кончины она сказала своему сыну: «Не заботься об этом. Похорони меня на чужбине. Бог знает, где меня воскресить».

Тела своих угодников Бог прославляет нетлением. Святитель Григорий Палама в беседе о святом великомученике Димитрии Солунском говорит об этом так: «Видите ли сего Мироточивого, наступающую память священного мучения которого, мы сегодня начали предпраздновать: кровь его тела, добровольно излиянная за Христа, по сему произвела приснотекущий и неиссякаемый источник многовидных чудес, освящения души и истекающего от мощей благоуханнейшего и священнейшего мира. И хотя душа сего Великомученика и ныне, заслуженно наслаждаясь на небесах, обладает вечной и неизменной славой, однако тело его еще не прославлено с ней, но происходящие в настоящее время вещи являются как бы неким предначертанием и образом и символом, имеющей открыться объемлющей его божественнейшей и небесной славы. Если же таковы предначертания и образ, то что же сказать о имеющем быть совершенстве?! Конечно, оно неизреченно и непостижимо». 

Исходя из этих христианских воззрений с древнейших времен мощи святых раздроблялись на части для того, чтобы верующие черпали благодать от них и в разных местностях. Да будет вам известно, что престол каждого православного храма имеет в себе частицы мощей святых мучеников. Без этого он не может быть освящен, без этого не может в нем совершаться Литургия.

Странным кажется ваше переживание о том, как святые «терпят на том свете» раздробление и перемещение частиц их мощей. Души святых пребывают в вечном блаженстве, а по всеобщем воскресении они будут пребывать в Царствии Небесном со своими телами. Ныне же они молятся о всех, приходящих к ним и просящих их предстательства у престола Божия. Вот как об этом поется в одном их песнопений православной Церкви: «Источник исцелении, имуще святии безсребренницы, исцеления подаваете всем просящим, яко великим даром сподобльшеся от приснотекущего источника Спаса нашего … Туне приясте, туне и подаваете, исцеляюще страсти душ и телес наших».

Раз уж вы упомянули о Матроне, то должен вам сказать, что старообрядцы не почитают ее, как святую. И не только и не столько потому, что она не принадлежала к старообрядческой Церкви. А потому, что мы считаем ее почитание губительной духовной подменой. Об этом пишут и новообрядческие богословы. Смотрите, например, книгу дьякона Андрея Кураева «Оккультизм в православии».

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля