Анатолий, Томск
3 февраля 2020

Почему праздник Пасхи является переходящим?

Почему праздник Пасхи является переходящим, а не установлен в какое-либо определенное число?

Ответ:

Вот что отвечал на этот вопрос блаженный Августин в письме к Ианнуарию: «Ты спрашиваешь меня, почему для празднования Пасхи не назначено определенного дня в году, как это сделано относительно праздника Рожества Христова? Отвечая тебе на сей вопрос, прежде всего считаю нужным сказать, что праздник Рожества Христова состоит в одном воспоминании Рожества Христова; посему при установлении его определено только, чтобы день, в который родился Христос, был проводим в благочестивом торжестве; но, празднуя Пасху, мы не только воспоминаем смерть и Воскресение Господа, но еще торжествуем наш переход от смерти к жизни. Что страдания Господа действительно составляют для нас переход от смерти в жизнь, это доказывается словами апостола, который говорит, что Христос предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наша (Рим., 4: 25) (да и самое слово “Пасха” на еврейском языке означает “прехождение”), и словами Самого Господа, Который сказал, что веруяй в Него прейдет от смерти в живот (Ин., 5: 24).

Посему-то евангелист, говоря о приуготовлении Исуса Христа к празднованию Пасхи, по совершении коей Он преподал ученикам Своим тайную вечерю, сказал: «Ведый Исус, яко прииде Ему час, да прейдет от мира сего ко Отцу» (Ин., 13: 1). Переходим же мы от смерти в жизнь посредством веры, ибо праведник от веры жив будет (Авв., 2: 4). На основании веры, любовию споспешествуемой, мы, вступая в состояние благодати, умираем со Христом; спогребаемся с Ним крещением в смерть и воскресаем, как это видно из слов апостола, который говорит, что с Ним (Христом) распятся ветхий наш человек (Рим., 6: 6), и что Бог нас с Ним воскреси и посади на небесных (Еф., 2: 5).

Из слов того же апостола, что «умресте, и живот ваш сокровен есть со Христом в Бозе. Егда же явится Христос, Живот ваш, тогда и вы с Ним явитеся в славе» (Кол., 3: 3,4), открывается, что вполне мы перейдем от смерти в живот по воскресении, когда тленное сие, т.е. плоть наша, облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор., 15: 33). А дотоле, начаток духа имуще, мы в себе воздыхаем, всыновления чающе, избавления телу нашему. Упованием бо спасохомся (Рим., 8: 23,24). Ради сего упования плоть наша мертва греха ради, дух же живет правды ради. Но аще дух воскресившаго Исуса Христа живет в нас, воздвигий Христа от мертвых оживотворяет и мертвенныя телеса наша живущим Духом Его в нас (Рим., 8: 10,11). В означение сего начала новой жизни нашей, равно как и в воспоминание того, что мы должны облещись в нового человека и совлещись ветхого, очистить ветхий квас, да будет ново смешение, ибо Пасха наша — за ны пожрен бысть Христос (1 Кор., 5: 7).

Праздновать Пасху определено в начале нового месяца (после мартовского полнолуния, которое бывает в разные числа — Исх., 23: 15), который посему и назван месяцем новых плодов. Кроме сего в сем сокрыта еще и другая тайна. Известно, что луна, удаляясь от солнца, делается вся видимою глазам нашим, а приближаясь к нему, скрывается от взора нашего. На основании слов Сираха «Безумный яко луна изменяется» (27: 11) в такой перемене луны нельзя не видеть образа души человеческой, которая, если удаляется от солнца правды, т.е. от внутреннего созерцания неизменяемой истины, то обращает все силы свои на внешние предметы, а когда начинает возвращаться к вечной премудрости, то чем более приближается к ней посредством любви, тем более внешний человек тлеет, а внутренний обновляется, и все силы ума, который был обращен на внешние предметы, устремляются к горнему и отторгаются от земли так, что человек умирает миру, и жизнь его сокрывается со Христом в Боге. Посему Дух Святый, возводя от видимого и телесного к невидимым и духовным тайнам, определил, чтобы Пасха, или переход наш от смерти в жизнь, была празднуема в начале новолуния, дабы в сем положении луны представить образ обращения души от внешнего к внутреннему».


Журнал «Слово Церкви», 1915 г., № 12

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля