Батюшка, у меня к вам вполне серьезный вопрос. Дело в том, что один старообрядческий священник сказал, что при христосовании целовать нужно строго один раз в уста. Кто-то тут же поддержал, высказав мнение, что трижды в щеки целовал Иуда, и потому традиция эта неправославная. Также услышала от одного человека, что традиция целоваться трижды при христосовании вообще католическая. И отсылают якобы к древнему уставу, где написано, что христосоваться нужно именно один раз во уста — то ли Кормчая, то ли Апостол. Помогите разобраться, если можете. Я почему-то убеждена, что это вообще всего лишь традиция в разных местах и указаний по христосованию нет. Но я могу ошибаться, а хотелось бы усвоить, как правильно. Спаси Христос!
Как правильно христосоваться: целовать нужно друг друга один раз или трижды?
Христос воскресе, Татьяна! Сейчас продолжается празднование Христовой Пасхи, и до отдания этого праздника христиане христосуются (приветствуют друг друга целованием) с теми, кого еще не видели до Пасхи. Поэтому вопрос этот важный и актуальный.
Начнем с того, что даже если бы не было никаких уставных указаний о том, как христосоваться, это надо делать по устоявшемуся обычаю и так, как сказал священник. У христиан-старообрядцев имеется всеобдержный обычай христосоваться именно так, как сказал батюшка: целовать друг друга один раз в уста с пасхальным приветствием: «Христос воскресе! — «Воистину воскресе!».
Иногда в нашу старообрядческую среду начинают проникать чуждые нам традиции не только в отношении христосования, но и того, как подходить к иконе, как благословляться у священника, как обращаться к нему и т.п. Так, например, некоторые попрошайнически складывают ладошки при благословении, а под влиянием западных фильмов к священникам нередко обращаются: «Святой отец», а не «честныи отче», или просто «отче» или «батюшка». Православные традиции и благочестивые обычаи надо хранить и соблюдать. Видимо, из этих соображений священник, о котором вы упоминаете в своем вопросе, решил указать христианам правильный, православный и устоявшийся обычай христосования.
Не знаю, правда, почему кто-то решил, что трижды в щеки целовал Иуда. Видимо, это было сказано для убедительности (по аналогии: «Иуда брал соль щепотью, поэтому щепоткой креститься нельзя»). Но на православных иконах чаще показан поцелуй Иуды в уста.
И тем, что мы целуем друг друга также в уста, еще раз подчёркивается, что важно не то, как совершается целование, а тот смысл, который вкладывается в это действие: исповедуется истина воскресения и братская любовь во Христе или «лобзанием предается Сын Человеческий» (Лк. 22:48). Лобзание любви (также единожды в уста) совершается священниками в алтаре при совместном служении Божественной Литургии после возгласа «Возлюбим друг друга». В древности такое же лобзание в этот момент совершали и все христиане.
Устав же вот как описывает целование на Пасху:
...и целуют святое Евангелие, иже держит иерей, и прочая образы. Таже и самого игумена, во уста целуют, глаголюще: «Христос воскресе». Оному же игумену отвещающе: «Воистину воскресе». По тому же образу и священников целуют. И сами меж собой по чину своему».
(Большой устав («Церковное око»). Глава «Святая Пятьдесятница». Лист 1033).