Вадим, Санкт-Петербург
10 декабря 2019

Как рассчитывают дату Пасхи?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, кто назначает дату Пасхи в православных Церквях? И как ее рассчитывают?

Правило назначения даты Пасхи можно сформулировать так: «Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия». Алфавитная синтагма Матфея Властаря про дату Пасхи: «Относительно нашей Пасхи необходимо обращать внимание на четыре постановления, из которых два содержатся в апостольском правиле, а два ведут начало из неписаного предания:

  • первое — мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия;
  • второе — не праздновать вместе с иудеями в один день;
  • третье — праздновать не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
  • и четвёртое — после полнолуния не иначе как в первый день седмицы (то есть в воскресенье).

Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана, опираясь на авторитет ап. Иоанна Богослова.

В Западной Церкви сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом последняя вычисляется как полнолуние после дня равноденствия.

В 155 году Поликарп Смирнский посетил римского папу, чтобы договориться о совместном праздновании Пасхи, но соглашения достигнуто не было. Позднее, в 190-192 гг., римский епископ Виктор на соборах в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе настаивал, чтобы малоазийские христиане отказались от своего обычая, и требовал от других церквей прервать общение с ними. Св. Ириней Лионский выступил против отлучения малоазийцев, указывая, что расхождения по формальным пунктам не должны ставить под угрозу единство Церкви

На Первом Вселенском Соборе в 325 году постановили согласовывать день празднования Пасхи между Церквями и осудили ориентацию на еврейскую дату, иногда выпадавшую до весеннего равноденствия:

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник этот отмечался всеми в один и тот же день повсюду… И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычая иудеев…»

Днём Пасхи был выбран первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия.

Александрийский епископ должен был вычислять этот день и заранее сообщать его в Рим, чтобы обеспечить единый день празднования.

В Александрии были созданы пасхальные таблицы — пасхальный календарь, позволяющий определить дату Пасхи на длительный период. В их основу был положен 19-летний лунно-солнечный цикл, и впоследствии эти таблицы были доработаны до Великого Индиктиона. Через 19 X 28 = 532 года расчётные фазы Лу­ны и дни недели приходятся на те же числа месяца. Поэтому через каждые 532 года пол­ностью повторяются и даты Пасхи. Этот промежуток времени был назван Великим Индиктионом.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля