Пелагея, Москва
10 декабря 2019

Имеет ли право священник отпевать человека, который никогда в своей жизни не был на исповеди?

Здравствуйте! Я старообрядка, и меня интересует вот какой вопрос. Имеет ли право священник старообрядческой церкви отпевать человека, старообрядца по крещению, который никогда в своей жизни не был на исповеди, да и вообще в церкви. Священник знал, что умерший не был на исповеди никогда, службы церковные не посещал никогда, но был им (священником) отпет. Имеет ли священник на это право, а если не имеет, то что ему за это положено? Заранее благодарю. Спаси Христос!

Ваш вопрос несколько неожиданный. Гораздо чаще приходится объяснять людям причину отказа в совершении христианского погребения. Не всегда наши доводы находят понимание у людей. Но мы стараемся их каким-то образом утешить, облегчить горе и указать путь ко спасению. Но вас смущает обратное — факт отпевания человека. Причем человека, умершего без покаяния, над которым, по словам чина Исповеди, «недостоит иерею пети, ни приношения зань принести, яко не исполнил закона Божия и веры христианския».

Подобные вопросы возникали и ранее. В одном из писем некоему священнику Григорию в 1928 г. епископ Геннадий Лакомкин (брат святителя Геронтия) пишет, что приведенные выше слова Потребника из чина Исповеди «люд слышит и знает. А других изречений Святого Писания не знают, а потому и протестуют священникам, как бы неправильно поступают со служением. Тем более, это странно кажется для людей, которые любят копаться в чужой душе. А потому священник должен быть искусен и осторожен» («Во время оно». Вып. №5, 2005 г., С. 64).

А вот, что пишет святитель Арсений Уральский: «Разрешальную молитву дозволяется читать и такому человеку, который еще не был у священника на исповеди и умер, и этому священнику пришлось отпевать»; в ответах Киприяна, митрополита Киевского ко Афанасию, пишется так: «Человек же, аще умрет, не имый отца духовного, пети над ним, такожде и молитву прочести над ним, прочее оставиши на человеколюбие Божие, а аще что у него пригодится, дати по душе его милостыню». Эти слова приводит в своём письме архиепископ Иринарх в 1951 г. по поводу отпевания раба Божия Василия («Во время оно. Вып. №2, 2005 г., С.169).

Видите, не всегда бывает все так однозначно, как нам кажется. Точно ли вы уверены, что человек не был на исповеди? Может, он все-таки успел перед смертью покаяться? Может, священнику стали известны некоторые факты о жизни этого человека, которые неизвестны вам? Почему вы беретесь судить священника и еще хотите узнать, по какой статье его надо осудить и на какой срок? Не лучше ли заняться своими грехами? Неужели вы думаете, что их у вас так мало, что можно заняться рассматриванием чужих?

Но даже, если священник согрешил, спрошу вас словами апостола Павла:

Ты кто еси, судяи чуждему рабу? Своему Господеви стоит или падает (Рим. 14:4).

Почему вы не обратитесь напрямую к этому батюшке и не разрешите своего недоумения? Есть случаи, когда надо реагировать на нарушение благочестия. Но не в этом случае. Это, как говорится, не тот вопрос.

Я не знаю, о каком священнике идет речь, не знаю и вас. Но все же, как священник, считаю своим долгом напомнить вам вот о чем.

Наклонность соблазняться — тяжкий недуг души, называемый фарисейством. В Евангелии мы не увидим примера, чтобы кто-то из апостолов или Сам Спаситель соблазнялся когда-либо на грешников. Напротив, фарисеи постоянно соблазняются, осуждают (вспомните исцеление слепорожденного) даже Самого вочеловечившагося Господа. Они знают о своих мнимых добродетелях, кичатся ими, замечают нарушения другими даже мелочей, и при этом остаются слепы к своим душевным страстям: самолюбию, лукавству, ненависти, зависти, гордости.

Вслушаемся в слова Христовы и Его угодников, чтобы научиться осуждать себя и оправдывать ближних, зная, что Бог есть Судия.

Не судите, да не судими будете. Имже бо судом судите, судят вам: и в нюже меру мерите возмерится вам... Лицемере, изми первее бревно из очесе твоего: и тогда узриши изъяти сучец из очесе брата твоего (Мф. 7:1-4).

Мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки: то в брате своем он видит совершенства. Если ж сам себе кажется совершенным: то, сравнивая с собою брата, находит его худым. Преподобный Пимен Великий.

 О человек! Полагая, что разжигаешься справедливою ревностью против чужих недостатков, ты отгоняешь здравие души твоей. Потрудись, потрудись о здравии души твоей! Если же желаешь врачевать немощных, то пойми, что больные нуждаются более во внимательной заботливости, нежели жестокости. Святой Исаак Сирин.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля