Павел, Москва
18 декабря 2019

Что говорят святые отцы о творческой деятельности человека?

К какому мнению приходят святые о творческой деятельности человека? Например, игра на музыкальном инструменте, рисование, написание музыки и т.д. Полезно ли это для человека и как отразится на нем в будущей жизни — пропадет ли просто, как все земное, или останется с ним навсегда? Есть ли подобное творчество в будущей жизни?

Доброго! Отвечая на ваш вопрос, можно вспомнить гимнотворцев, преподобных Иоанна Дамаскина и Симеона Нового Богослова, святителя Григория Богослова и многих других, которые много потрудились в создании богослужебных песнопений и возвышенных стихотворных произведений, прославляющих Создателя; а также византийских иконописцев и их русских последователей до Андрея Рублева и многих изографов, в смирении и молитве трудившихся во славу Божию...

Притом что таланты и дарования каждому человеку даются от  Господа, возможность воспользоваться ими «по-разному» остается за нами — это выбор нашей личной воли, поэтому мы и будем отвечать за него на Страшном Суде. Различное описание видов животного и растительного мира, создание пейзажей и портретов, литературных произведений — все это может быть как ко спасению, так и к погибели: само-то действие нейтрально, а вот как человек к этому относится и как к этому будут относиться «потребители» — в этом и вопрос. В новое время люди также создают многочисленные произведения и изыскания, но чаще это бывает не по любви к Богу, а для удовлетворения своего Эго.

Я, конечно, могу пытаться сделать из себя «умного» и пытаться рассуждать о полезности и вредности творчества, но если вспомнить о многочисленности разных художественных направлений, скажем, Бах и Бетховен, Моцарт и Чайковский, Бортнянский и Шнитке, то не получится забыть про Кандинского и «Рамштейн». Все очень разно… Посмею только напомнить вопросы из чина исповеди:

«Не слушал ли скоморохов и гусельников; не пел ли песни бесовские; или не слушал ли за приятность других поющих».

Не возьму на себя функцию Ангела Грозного, ведущего души после смерти, а тем более не рискну восхитить Божий Суд над душами, пришедшими на него. Дойдем — узнаем. Исходя из стихеры «Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби верными сердцы Тебе славити», там есть песнопения, но какие они, мы сможем узнать только достигнув Царствия Небесного. Чего нам всем желаю!

Бог в помощь! Молитесь, познавайте мир духовным разумом, по возможности стараясь чаще советоваться со своим духовником!

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля