Вера, Москва
5 сентября 2016

Что запрещается в период епитимьи?

Что такое епитимия, налагаемая духовным лицом на кающегося? Является ли она удовлетворением правосудию Божию, т.е. наказанием, или же служит только исправительным средством?

Ответ:

Понятие об епитимии полностью выясняется из 102‑го правила Шестого вселенского собора, где говорится: «Прияв­шие от Бога власть решити и вязати должны рассматривати качество греха и готовность согрешившего ко обращению, и тако употребляти приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и в другом, не утратити спасения недугующаго. Ибо неодинаков есть недуг греха, но различен и многообразен, и приносит многия отрасли вреда, из которых зло обильно развивается, и далее распространяется, доколе не будет остановлено силою врачующаго. Почему духовное врачебное искусство являющему подобает, во-первых, разсматривати расположение согрешившаго и наблюдати, ко здравию ли он направляется, или напротив, собственными нравами привлекает к себе болезнь, и како между тем учреждает свое поведение: и аще врачу не сопротивляется, и душевную рану чрез приложение предписанных врачевств заживляет, в таковом случае возмерити ему милосердие. Ибо у Бога и у приявшаго пастырское водительство все попечение о том, дабы овцу заблуждьшую возвратити и уязвленную змием уврачевати. Не должно ниже гнати по стремнинам отчаяния, ниже опускати бразды к разслаблению жизни и к небрежению: но должно непременно, коим-либо образом, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовати недугу, и к заживлению раны подвизатися: и плоды покаяния испытывати, и мудро управляти человеком, призываемым к горнему просвещению» (Корм­чая полных переводов).

Из этого правила святого вселенского собора более чем ясно, что епитимия является противодействием душевному недугу, средством к заживлению душевной раны, врачевством душевных ран. Толкователь священных правил Зонара говорит по этому поводу: «Духовному врачу должно обращать внимание на расположение болящего, и малодушному не предлагать сильно вяжущих лекарств, дабы раны его не увеличивались, если он откажется от врачевания ее, а тому, кто может принять более сильное врачевство, не дать слабейшего, чтобы по причине легкости епитимии он не впал в ту же страсть, а может быть, и в большую, но возмеривать милость по достоинству, то есть миловать каждого сообразно его расположения; и ослаблять епитимию малодушному, а усиливать ее человеку твердого духа; и то и другое делать ради милости, дабы одного очистить от скверны, а у другого не растравить язвы и не сделать рану большей. Ибо как у Бога, так и у пастыря душ вся забота и попечение состоит в следующем: заблуждающую овцу возвратить, и ужаленную змием — исцелить, и не гнать строгостию по стремнинам отчаяния, и слабостию и легкими врачевствами не ослаблять узды..., но стараться противодействовать недугу строгостью ли, или мягкостию, смотря по тому, как расположен к этому врачуемый» (Толкование на 102 правило 6‑го вселенского собора).

И другой толкователь правил, Вальсамон, говорит: «Церковная епитимия не есть наказание, но очищение и врачевание» (Тол­кование на 43 правило святого Василия Великого). Тем более, епитимия не есть удовлетворение правосудию Божию за грехи; ибо это удовлетворение мы имеем в одном Спасителе нашем, на Себе подъявшем грехи мира.

«Слово Церкви», 1915 г., № 41.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля