Что делать, если я совсем не имею покаяния? Просить молитв о себе?
Что делать, если я совсем не имею покаяния?
Доброго! Если Вы понимаете, что не имеете покаяния, значит, оно уже проснулось в Вас. Если читать святых отцов, то получается, что горячее сердечное сокрушение о своих грехах, искреннее (и выполняемое) желание не повторять их — это долгожданные плоды упорной молитвы и многих духовных трудов. Бывает так, что в самом начале духовного пути Господь открывает для христианина это чувство и радость от восприятия милости Божией, но редко кто в суете жизни может сохранить это чувство. И тогда, чтобы вернуть эту духовную радость, покаянное чувство и желание чистоты, человеку предстоит много потрудиться.
В поучении молодым после таинства венчания говорится: «Имейте в сердцах Страх Божий, да оттого научитесь и Бога бояться». Страх Божий — не боязнь страшного бородатого дедушки на облаках, который как даст чем-нибудь за наши преступления Закона, и только и ждет этого, а нежелание огорчить любимого Отца, который предупреждает нас о том, что нарушение нашего естественного, безгрешного состояния вредит нам же. Как родители предупреждают своих детей: не лезь в огонь — обожжешься!
Приучение себя к пониманию присутствия Божьего помогает быть «чище». Наверное, можно сказать, что слова апостола Павла о необходимости непрестанной молитвы можно понимать как покаянное, молитвенное предстояние перед Ним. Понимание своего несовершенства перед Его Святостью. Читая 50-й псалом, многие покаянные молитвы, вспоминая апостола: «Христос Исус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый», удивляешься глубине покаяния и смирения писавших, но и они достигли этого не сразу.
В одном из Патериков говорится об ученике, который вопрошал своего старца: «смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую». И старец ответил ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь — это и есть Христианский духовный путь, наверное, и состоит в «дозревании» от «механического» выполнения молитв и исповеди до настоящего понимания состояния нашей души. Только приближаясь к Свету можно разглядеть «пыль и паутину» в ее углах.
В Библейских и святоотеческих текстах слово «метанойа» интерпретируется как «покаяние», что в переводе с латыни означает «чувствовать сожаление». Но в греческом оригинале, слово «мета» означает превосходить, возвышаться. «Нойа» означает «изменение ума». Посему в оригинальном греческом тексте Библии указывается на изменение существа, изменение ума и восхождение к более высокой форме жизни и ума.
И опять из Патерика: Ученик на вопрос «что делать, если я не имею искреннего покаяния и сердечной молитвы?» получил ответ: «Живи так, как будто имеешь, и тогда обретешь их!»
Если пока наше сердце холодно и не понимает своей удаленности от Бога, будем читать Святое Писание и молиться с верою, что Господь в милости своей даст нам и сердечное покаяние, и слезы умиления. Пусть пока молитва наша холодна и рассеянна, но наша настойчивость и постоянство растопят лед и окаменелость наших душ, ведь Господь сказал:
«Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят!» (Мф. 7:7-8; Лк. 9-10)
Вы совершенно правы, хорошо просить молиться о себе людей, имеющих веру. Бог в помощь!