Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, почему Господь попускает бесам испытывать душу на мытарствах? Ведь Он может Сам призвать к Себе и Там спрашивать с нас. И с какого момента были установлены эти мытарства? После пришествия Спасителя или перед Ним? Проходили ли Адам и Ева мытарства, или прямиком в ад? Спаси Вас Господи!
Почему Господь попускает бесам испытывать душу на мытарствах?
Доброго! Давайте попробуем порассуждать о справедливости и необходимости «испытаний».
Если мы часть своей жизни были подвержены какой-то страсти, служили ей и услаждались последствиями, то бесы, которые предлагали нам искушение, и спросят с нас за «отзывчивость». «Подобное познается подобным» (Платон).
На мой взгляд, проблема не в том, кто будет проверять нашу зависимость или независимость от каждой конкретной страсти, а в том, что наши души погрязли в них. Бесовская работа — предложить, «забросить наживку», а отказаться или согласиться — выбор за нами. А уж если попались на крючок, но потом поленились или «постеснялись» исповедовать грех, то тот самый «рыбак» и будет тянуть нас на своем мытарстве. Кто на что «клюнул» — за то и отвечает, пока не разгребется. Сколько блесен нахватал, столько и вынимать.
Бесы в данном случае выступают как образ служебных духов, не они сами по себе возымели власть над нами, а мы добровольно, по своей свободной воле, подчинили себя «духам мучительным» (по Макарию Великому).
К Всечистому не может приблизиться ничто нечистое, так что сначала — баня. Не думаю также, что Богу придется с нас спрашивать что-то — мы сами все вспомним. Осознаем, что дарованное нам время жизни было потрачено на суету и страсти, дым самоугождения и пустое любопытство о тайнах, безразличных для спасения наших душ.
Человеку очень любопытно, что будет «там» и по дороге «туда». Мы можем фантазировать бесконечно. Священное Писание оставляет это вне фокуса. Думаю, что если бы знание о конкретном количестве мытарств, внешнем виде испытующих, составе топлива и температуры под каждой из сковородок и котлов для грешников имело бы какое-то значение, то Господь дал бы нам знать. Причем именно через Библию. Отсутствие там этой информации, однозначно востребованной «любознательным человечеством», по мнению некоторых богословов, является одним из многих доказательств, что Библия является Боговдохновенным, а не просто человеческим произведением, в котором дается только то, что необходимо для желания Спасения.
Давненько у кого-то из отцов прочитал, что насколько бы святой человек ни говорил бы о Божественных тайнах, сколько бы ни было ему открыто, слова будут человеческими. Неизбежна аппроксимация и упрощения, огрубление передаваемого. Как пишет и ап. Павел в 2 Кор.12.4: «что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
Житие преп. Василия Нового, откуда взято видение блаж. Феодоры, содержит в себе попытку заглянуть за грань, объяснить то, о чем Писание умолчало. Стоило ли? Не знаю. В видении есть откровенно католически-неаккуратные моменты, скажем, о ларце с заслугами старца, из которого оплачивается недостаточность праведности Феодоры. Учение о сверхдолжных заслуг является одной из ересей западной Церкви.
Прочитать «Видения», конечно, можно, принять для себя неотвратимость последствий за наш добровольный выбор греховности — необходимо. По мнению многих отцов Церкви, муки наши будут состоять в осознании того, что мы сами лишили себя Богообщения. Прельстившись «временного греха сладостью», отказались от Всеблагой Вечности в Царстве Небесном.
Когда плоть ввиду ее полного отсутствия уже не сможет насладиться страстями, а душа осознает свою отдаленность от Истинной Ценности, тут-то и придет осознание ужаса.
Если вспомнить образ «Схождения Христа во ад», то мы увидим на нем поломанные адовы врата и Спасителя, за руки поднимающих из его глубин Адама и Еву, движущихся за ними сонмы праведников. Как они попали туда — дело третье, все до воскресения Христова шли во ад. Веровавшие же Богу и ожидающие пришествия Мессии были выведены Им из тени смертной. Это и есть главное: Он хочет и может нас вывести. Давайте постараемся в своей здешней жизни не мешать Ему нас спасти. Вера, дела милосердия, чистая молитва, открытое Христу сердце помогут нам еще здесь принять Его и стать сынами Божиими: «А если мы Его дети, то и наследники. Наследники Божьи и сонаследники Христу» (Рим 8:17).
Постарайтесь помолиться великий покаянный канон преп. Андрея Критского. Прислушивайтесь к словам канона. Многое сможет встряхнуть и разбудить. То, что действительно необходимо нам для Спасения, Церковь не утаивает. Молитесь, и Господь откроет вам действительно жизненно необходимое. Бог в помощь!