Из чего следует, что крещение надо совершать во младенческом возрасте?
Почему крещение принято совершать во младенческом возрасте?
«Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, — пишет святой апостол Павел, — так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим., 5, 12). Следовательно, в лице первого человека Адама «все согрешили», а значит, и младенцы; и умирающий без крещения младенец (по нерадению родителей или по их ложному мнению) может лишиться Царствия Божия. Из Писания видно, что и свв. апостолы совершали крещение над детьми, например, в день Пятидесятницы ап. Петр приглашал к крещению каждого из присутствующих, объявляя «обетование и детям» (Деян., II). Крестили апостолы домашних Лидии и «всех домашних» темничного стража: «И взяв их в тот час ночи, он (темничный страж) омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его» (Деян., XVI, 33). Апостол Павел говорит о себе: «Крестил я также Стефанинов дом» (1 Кор., I, 16). Но если апостолы крестили домашних Лидии, всех домашних темничного стража, Стефанинов дом, то ясно, что крестили в том числе и детей, ибо в числе всех домашних были, без сомнения, и дети.
Историк Д. Робертсон говорит: «Что крещение детей имеет апостольское происхождение, в пользу этого есть много предположительных оснований. Так, Сам Спаситель, принимая и благословляя детей, показывал, что они способны воспринимать духовное благословение... Апостол Павел, по-видимому, предполагал (Рим., XI), что все, кто были способны делаться членами иудейской церкви, были также одинаково способны сделаться и членами Христианской Церкви, и мы ничего не слышим о каких-либо спорах по этому предмету, между тем как исключение детей, наверно, было бы достаточным поводом для сильнейшего проявления обычной ревнивости иудейских обращенцев. Нам известно о целых семействах, которые принимали крещение сразу, без малейшего указания, чтобы кто-нибудь из членов этих семейств лишался крещения на основании незрелости возраста. В наставлениях апостола Павла касательно воспитания детей, они, по-видимому, уже считаются членами Церкви, так как иначе можно бы ожидать наставлений касательно их воспитания и приготовления к крещению.
Первые ясные указания на крещение детей находятся у св. Иринея (II, XXII, 4), но весь характер древних писаний согласен с рассуждением Оригена, который относил этот обычай к апостольскому преданию». (In Rom., V, 9, p.565)
«Церковь», 1912, № 32