В постановлениях Святых апостол и Вселенских Соборов много правил, за нарушение которых мирянин отлучается от церкви, а священноначалие извергается из сана. Конечно, эти правила не соблюдаются. И в рубрике «Вопрос священнику» интересуются периодически о разных нарушениях. А когда эти нарушения набирают «критическую массу», когда церковь становится лишь магазином по продаже религиозных услуг и атрибутики? Когда можно решить, что «это не церковь»? Священник должен обвенчать педерастов, дьякон рубить топором иконы, клироса петь что-нибудь из попсы? Или все же канонические правила имеют силу сами по себе, без решения суда епископов? Ведь Дух Святой дышит идеже хощет, а не где читают в положенное время положенный текст, наплевав на все остальное. И что делать, искать другое сообщество или же другую конфессию?
Имеют ли силу канонические правила?
Очень серьезный вопрос и очень серьезные обвинения. Тон Вашего вопроса очень грозен и обличителен. «Церковь — Богочеловеческий организм. Это единство в Духе Божием всех тех, кто стремится жить по-христиански». Церковь Божия включает в себя Церковь Торжествующую — в Ней Небесные Силы, Богородица, наши святые заступники, которые уже победили мир и, с Божией помощью, преодолев все мирские сети, пребывают в Небесных; а мы — в Церкви воинствующей, наша битва еще продолжается. И венцы наши будут определены по результатам сражений, по окончании здешнего жития.
Церковь земная — видимое общество, помогающее человеку достичь спасения. Те ограничения и каноны, что нам даны, могут помочь человеку, желающему спасения, достичь старта. Но без смирения и Любви к ближним даже полное исполнение всех заповедей есть «медь звенящая и кимвал звучащий» (1 Кор.13.1). В священнических молитвах на Литургии есть прошения об оставлении «грехов наших (т.е. поповских) и невежествий людских». Священники получат сугубые наказания за нарушение церковных канонов, которые творят, т.к. знают, что и перед Кем преступают. Если Вас это успокоит.
Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников (преп. Ефрем Сирин)
Примеры тому не только христиане наших дней, а и благочестивый разбойник, и ниневитяны (см. Книгу пр. Ионы), которые, признав себя грешными перед Богом и покаявшись (а не просто «исповедавшись», т. е. доложив свои грехи за определенный период), получили прощение грехов, причем, наверное, не только здесь, но и в Царстве Божием. А разбойнику так было прямо и сказано:
Ныне будеши со Мною в раю! (Лк.23.43)
Люди грешны, но Бог Свят. Несколько раз я общался с людьми, которые настаивали на полном очищении Церкви от грешников, чтобы и земная Церковь состояла только из праведников, но обычно после долгого разговора открывалось, что многое в жизни ревнителя тоже было неаккуратно. Требуя чистоты от всех, мы на всякий случай должны быть готовы к серьезному разговору о себе. В больнице те, кто страдают от внутренних хворей, редко смеются над теми, у кого внешние гнойники, хотя, конечно, бывает и это, но недолго.
Хочу просить Вас: постарайтесь обрести духовного отца, читайте Святых Отец и стройте свое спасение. Нам оставлены учебники: «Добротолюбие», Древние Патерики, «Лествица» и многое другое, что позволит нам перенести свой грозный взгляд с «несовершенного» мира, который мы при всем желании не исправим, на «несовершенного» себя. Только серьезно занимаясь очищением своей души от греховной накипи, мы, хоть в меру своих сил, сможем добавить Света вокруг себя. Как заслуженный очкарик могу сказать:
Протри стёкла — Солнце, оказывается, уже взошло! Обрети Мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи!
Мы все видим окружающий нас мир и то, что в нем творится, но в первую очередь наша душа откликается на то, что есть в ней самой: видим частое проявление гордости в других — значит и у нас есть эта «болячка»; замечаем блудные взгляды или расслабленное поведение — тоже резонанс.
Врачу! Исцелися сам (Лк.4.23).
С вопросом о выборе конфессии же определяться Вам. «Спрашивают: как определить Церковь, по каким критериям? Критериев несколько, и, конечно, первый — это святоотеческое понимание Священного Писания; второе — понимание самих истин веры на основе опять-таки Святых Отцов; третье — понимание духовной жизни на основе Святых Отцов…» (А. И. Осипов). И — спасайтесь!