Александр, Витебск
19 ноября 2019

Какими будут загробные муки — телесные, или только муки совести?

Какими будут загробные муки — телесные, или только муки совести? В беседе с одним из новообрядческих священников последний доказывал, что мучения будут только нравственные, но не телесные.

Ответ:

Правда, у святого Григория Богослова есть такое место:

Тогда поставятся престолы, Ветхий денми сядет, раскроются книги, потечет река огненная, предстанут пред взоры свет и тма уготованная, и изыдут сотворшии благая в Воскресение живота, который ныне сокровен во Христе, напоследок же с Ним явится, а сотворшии злая в Воскресение суда (Ин., 5, 29), которых осудило уже неуверовавших, судящее им слово (12, 48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святыя и Царственныя Троицы, Которая тогда будет озарять яснее и чище, и всецело соединится со всецелым (в чем едином и поставляю особенно Царствие Небесное), а уделом вторых, кроме прочего будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, — отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца (Творения, т. 1, с. 236, 237 по изд. Сойкина).

Но, как видите, и из этого свидетельства нельзя делать вывода, что загробные муки после Страшного Суда будут состоять только в нравственных угрызениях совести за содеянные согрешения. О мучении, состоящем в отвержении от Бога и стыде в совести, св. Григорий Богослов говорит не как об единственном для грешников, но — «прежде всего прочего», «кроме прочего». Следовательно, будут и другие мучения грешникам. Эти мучения представляются в Священном Писании в образе червя, который не умирает, и, — гораздо чаще, — огня, который не угасает. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал:

И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает (Мр., 9, 45,46).

И на всеобщем суде произнесет грешникам:

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф., 25, 41).

Этим мучениям не совесть только будет подвержена (ибо совесть не может быть подвергаема таким мучениям, как червь неумирающий и огнь неугасающий); им будет подвержены и душа и тело согрешивших.

Если кто грешен, — говорит св. Кирил Иеросалимский, — получит вечное тело, долженствующее терпеть мучение за грехи, дабы вечно гореть в огне и не разрушаться» (Огласительное поучение, 18). И св. Иоанн Златоуст говорит: «Вместе с душою одни тела будут преданы мучениям, а другие увенчаются наградами (Творения, 10, 566).

О страдании души вместе с телом возвещает и Сам Христос Спаситель, говоря:

И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне... (Мф., 10, 28).

Как изъясняет блаженный Августин, этими словами Христос Господь говорит о второй смерти души. «Хотя человеческая душа, — поясняет блаженный Августин, — поистине называется бессмертною, впрочем, и она имеет своего рода смерть... Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог... За этою смертью следует еще смерть, которая в Божественном Писании называется второю... Смерть сия тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения».

Приведем, наконец, еще и следующее изъяснение св. Златоуста (Слово 1‑е Феодору падшему): «Услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний; этот огонь что захватит, то сожжет и изменит на другое, а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься бессмертием — не в честь, но чтобы быть всегдашним напутствием тамошнего мучения, а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех великих мучениях».

«Слово Церкви», № 33, 1917 г.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля