Доброго здоровья! Интересует мнение РПсЦ по следующему вопросу. Возможно ли спасение души человеческой и стяжание Царства Небесного, если человек является инославным. К примеру, протестант, который считает, что Причастие, исповедь и прочие таинства лишь обряд и не более, но при этом помогает детским домам, усыновил детей, у которых проблемы со здоровьем, подает милостыню и сам живет по заповедям. Но при этом он протестант, а не православный. Может ли такой человек стяжать благодать Божию и Царство Небесное, или же факт, что он неправославный, не позволит ему обрести все это. Спаси Христос!
Возможно ли стяжание Царства Небесного, если человек является инославным (католик, протестант)?
Вы, вероятно, слышали уже слова православных христиан о том, что вне Церкви нет спасения. Видимо, вам такая позиция кажется негуманной по отношению к добродетелям человека, будь он протестант или католик. Поэтому вы хотели бы знать мнение старообрядцев по этому вопросу.
Бог есть Судия всякому человеку. Но давайте порассуждаем вместе на основе Священного Писания и святоотеческого наследия и опыта.
Согласны ли вы с тем, что для спасения недостаточно одних только добрых дел? Для православного христианина очевидно, что недостаточно. Иначе не было бы необходимости в воплощении Сына Божия, его проповеди, жизни, распятии, воскресении и вознесении.
Се же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Исуса Христа (Ин. 17:3).
Почему святые отцы так строго относились к ересям и расколам? Зачем собирались на соборы, писали сочинения в защиту веры, против заблуждений еретиков (например, святитель Василий Великий, преподобный Иоанн Дамаскин и др.)? Ради чего претерпевали ссылки, пытки, гонения за истину (например, святитель Афанасий Великий, преподобный Максим Исповедник, протопоп Аввакум и др.)? Почему святые отцы так горячо отстаивали истину? Даже подвижники выходили из своих пустыней для защиты православия (например, преподобный Савва Освященный, святитель Григорий Палама и др.)?
Всякая ересь — хула на Бога. А значит, она отлучает от Бога и от спасения. Ведь спасение состоит в единстве со Христом. Вне Церкви этого единства невозможно достигнуть. Это и практически можно продемонстрировать. Православные верующие соединяются со Христом в Таинстве Причастия. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56). А для протестанта это все символы и воспоминания.
Христос глава тела Церкви (Кол. 1:18).
И если человек находится вне Тела Церкви, то он вне Христа, вне части спасаемых. Поэтому мы молимся ко Господу так:
Отступивших от православныя веры и погибельными ересьми ослепленных, светом Твоего познания просвети, и святей Твоей апостольской соборной Церкви причти (Помянник).