Никита, Смоленск
17 декабря 2019

Как старообрядцы смотрят на искупительную жертву Христа?

Здравствуйте. Известно, что католичество и православие по-разному смотрят на искупительную жертву Исуса Христа. Согласно католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на первородный грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна и перенесена на потомство Адама. Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость. Умерев, Он воскрес и победил Смерть («Смертию Смерть попрал»), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми. Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен (проходит процесс его обожения) и в конце концов воссоединяется с Богом. Получается, что по католической трактовке Бог является более жестоким, ибо потребовал смерти за нарушение закона и не смог найти более толерантного и приемлемого способа. Православие учит, что Христос своей смертью победил смерть. Но это не видно. Как умирали люди до искупительной жертвы Христа, так умирают после нее. Кто, на ваш взгляд, прав и как старообрядцы смотрят на Искупительную Жертву Христа?

Доброго здоровья.
Очень приятно отвечать на ваш вопрос по той причине, что он не поверхностный, а глубинный, затрагивающий самые основы религии. Сразу необходимо заметить, что хороший и глубокий ответ на ваш вопрос по времени, наверное, был бы сопоставим с двумя или тремя лекциями. В своем ответе могу только указать лишь направление для поисков. Профессор А. И. Осипов очень доходчиво, простым языком, не щеголяя терминологией, объясняет в своих лекциях этот вопрос. А если очень кратко — то напишу сейчас. Вы сами пишете: «первородный грех Адама, оскорбившего вечного Бога». Получается, что Бог, который есть Любовь, оскорбился, гневался, страдал и переживал. То есть Бог полностью такой же, как и мы, люди, со страстями.

Дальше что происходит: на кресте Господь Исус Христос удовлетворил праведный гнев Божий. Бог успокоился: если около 5,5 тысячи лет он находился в страданиях и переживаниях, то теперь они оставили его, и он успокоился. Изменения с пришествием Христа и его крестной смертью происходят именно в Боге, а не в человеке. Такое ощущение, что болел именно Бог, и его пришел исцелять Спаситель. Согласитесь, одно это странно и в корне ошибочно. Больной был человек, а не Бог. Бог не изменяется ни в лучшую, ни в худшую сторону. Иначе он не смог бы быть Богом. Также хочется упомянуть еще одну вашу фразу: «Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на первородный грех Адама». Получается, что самая первая из страстей, которые пробудились в Адаме, — это «я ни в чем не виноват» (она и до сих пор есть в каждом человеке). «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела». (Бытие, глава 3, стихи 12–13). На эти же слова приведу высказывания аввы Дорофея в его книге Душеполезные поучения.

«Опять, по падении, Бог дал ему возможность покаяться и быть  помилованным, но выя его осталась непреклонною. Ибо Бог пришел, говоря ему: «Адаме, где еси?» (Быт. 3:9) т. е. из какой славы в какой стыд перешел ты? И потом, вопрошая его: зачем ты согрешил, зачем преступил заповедь, приготовлял его собственно к тому, чтобы он сказал: «прости». Но нет смирения! Где слово «прости»? Нет покаяния, но совсем противное. Ибо он прекословит и возражает: «жена, юже ми еси дал (прельсти мя)», и не сказал: «жена моя прельсти мя», но «жена, юже ми еси дал», как бы говоря: «эта беда, которую Ты навел на главу мою» (Быт. 3:12). Ибо так всегда бывает, братия мои: когда человек не хочет порицать себя, то он не усомнится обвинять и Самого Бога. Потом Бог приходит к жене и говорит ей: почему и ты не сохранила заповеди? Как бы собственно внушал ей: скажи по крайней мере ты: «прости», чтобы смирилась душа твоя, и ты была помилована. Но опять не слышит слова «прости». Ибо и она отвечает: «змий прельсти мя» (Быт. 3:13); как бы сказала: змий согрешил, а мне какое дело? Что вы делаете, окаянные? Покайтесь, познайте согрешение ваше, пожалейте о наготе своей. Но никто из них не захотел обвинить себя, ни в одном не нашлось и малого смирения».

Получается так, что по католическому учению смерть и страсти являются какой-то карой, а не естественным следствием. Вытекающая кровь — это естественное следствие пореза пальца, а не справедливости Божественной кары. Точно так же с любой раной, ушибом, ожогом. Это, по-моему, не сложно, просто и понятно всем. Желание Адама стать Богом привело к противопоставлению себя перед Богом и, как следствие, к разрыву, отсечению от общения и жизни. Как у водолаза: если перекрыть канал с воздухом, то он умрет, и это будет естественное следствие. То же произошло и с Адамом. И его-то пришел спасать Христос. Тема эта очень большая и интересная, сейчас затронули лишь очень малую часть. Гораздо подробнее можно будет послушать в аудио лекциях у профессора А. И. Осипова.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля