Василий, Псков
18 декабря 2019

Как старообрядцы относятся к практике исихазма?

Здравствуйте! Подскажите, как старообрядцы относятся к практике исихазма? Используется ли она монахами и мирянами различных древлеправославных согласий?

Василий, доброго здоровья. Трудность вашего вопроса состоит в том, что он слишком общий. Я понимаю так, что вы интересуетесь практикой исихазма и, наверное, не будучи старообрядцем, хотите узнать у нас, старообрядцев, как мы к ней относимся и как пользуемся ею. Вся сложность в том, что никто не знает, как и сколько людей используют её. Чтобы это выяснить, придется объехать все приходы и монастыри всех древлеправославных согласий и побеседовать с мирянами, священниками и иноками. Если учесть, что география приходов огромна, видится сложность и практически невыполнимость этой задачи.

Исихазм происходит от греческого слова исихия, что означает спокойствие, тишина, уединение. Из самого определения видно, что люди, занимающиеся этим, не сильно хотели бы говорить на эту тему, так как они искали уединения от людей. Поэтому если в настоящее время и есть такие люди, то о них будет знать лишь ничтожное количество людей, а может быть и вообще никто. В основе учения исихазма лежит цитата из Нового Завета: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк., 17:21). На Русь практика была привнесена благодаря Нилу Сорскому, Сергею Радонежскому и др. Практику исихазма можно разделить условно на 6 элементов, выполняемых в строгой последовательности:

Очищение сердца. Основывается на высказывании «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Человек должен стать более аскетичным в еде, одежде и т. д. Он должен по максимуму отвлечь свой ум от объектов чувственного наслаждения. Постоянным памятованием о Боге он начинает очищаться.

Уединение. Занятия данной практикой должны были проходить в «уединенной келье» в полумраке.

Сведение ума в сердце. Достигается путем медитации и дыхательных упражнений. Ум концентрируется в области сердца, в котором находится душа. Это еще называется «умным деланием».

Непрестанная молитва, призывание имени Божьего. После концентрации ума в области сердца монахи начинали повторять Исусову молитву: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

Безмолвие. После того, как молитва уходила в сердце, наступало безмолвие. Исусова молитва помогала сосредотачивать ум на сердце, очищать от посторонних мыслей. И после образовавшейся тишины ума происходило общение с Богом.

Явление нетварного (несотворенного) Фаворского света, как вступление в Богообщение. Завершающая фаза данной практики.

Если принять данную классификацию, то становится очевидным, как тяжело пройти первый этап. Об остальных этапах даже нет смысла говорить. Старообрядцы всегда отличались строгостью, трезвением, аскетизмом. Посмотрев с этой точки зрения, наверное, можно согласиться, что все люди, которые очищают себя от страстей, уже встали (пытаются встать) на первую ступеньку. Но можно ли назвать их делателями практики исихазма? Вот это вопрос! Сейчас среди многих людей повышен интерес к данной теме. Многие сразу пытаются сводить ум в сердце. В результате сильно повреждаются и душевно, и телесно. Не зная предупреждения Святых отцов, впадают в прелесть. Иоанн Лествичник в своей книге «Лествица» предупреждает: «Но да не приводит вас в ужас сказанное мною; никто никогда не мог одним шагом взойти на верх лестницы» (слово 25:46.). В наше время многие хотят сразу взойти на верх и верят, что смогут. Это вместо того, чтобы прийти в храм и разобраться, где истинная вера, в чем различия у конфессий, где сохранилось правильное понимание духовной жизни. Прежде всего, нужно начать с азов молитвы и поста, изучения Евангелия и применения его принципов в своей повседневной жизни, нужно увидеть грехи свои (а не чужие) и, исходя из этого видения, покаяться искренне и нелицемерно (прежде всего перед собой, сами себя мы сколько обманываем, не говоря уже о Боге и о других людях). И из этого состояния прочитать молитву «Боже милостив буди мне грешному». И тогда, я думаю, откроется человеку, что мы (по грехам нашим) недостойны и слышать даже о таком великом деланье, как практика исихазма. Если нет этого понимания, нет смирения, рассыпается всё, как карточный домик.

 

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля