Артем, Москва
19 ноября 2019

Как понимать исхождение Духа Святого от Отца?

Как понимать исхождение Духа Святого от Отца? Ведь это Троица, и она едина.

Ваш вопрос касается одной из самых сложных богословских тем. Постичь тайну святой Троицы человеческим умом невозможно. Но тем не менее и Сам Господь, Его апостолы, святые и богоносные отцы отчасти открыли нам то, как мы должны мыслить о Боге. Отсылаю вас к трудам святителей Григория Нисского и Григория Богослова, блаженного Августина, посвятивших этой теме целые книги и трактаты. Приведем несколько цитат из их творений.

Святой Григорий Богослов:

Когда мы воззрим на Божество и на Первую Вину и на единоначалие, тогда созерцаемое нами представляется Одно; когда же воззрим на Те Лица, в Которых — Божество, и на Тех, Которые происходят от Первой Вины вне времени, в единой славе, тогда имеем Три Поклоняемых.

Каждое из Лиц Святой Троицы (Отец и Сын И Святой Дух) имеет личное свойство. «Они не настолько отделены друг от друга, — пишет тот же Богослов, — чтобы быть разделенными в три различные и чуждые Друг Другу естества, и не настолько сочетанны, чтобы заключаться в Одном Лице».

Кирилл Иерусалимский:

Познаются и веруются быть Три поклоняемые Ипостаси Сей Святой и поклоняемой Единицы: Отец — безначальный, безвиновный, нерожденный, присносущный; и Сын — единородный, рожденный неизреченно и бесстрастно и несказанно прежде всех веков из существа Самого Отца, и посему — единосущный и сопрестольный и во всем подобный и равный Отцу, за исключением лишь Отечества, Начало же и Вину имеющий в рождении Своем — Отца; и Дух Святый — животворящий, покланяемый, исходящий от Отца, но не образом рождения (как Сын), дабы тем самым не явилось два Сына в Троице, а — исходящий, как было сказано, от единого Отца, как бы из уст, явленный же через Сына и говоривший во всех святых Пророках и Апостолах; кроме того, как я сказал, — сущий от существа Самого Отца и Сына, и имеющий единосущие в отношении Отца и Сына, Он и Сам также, как Отец и Сын, не имеет ничего общего понятием Своего существа ни с какой тварью.

Дух Святой исходит от Отца (но не «и от Сына», как учат римо-католики), но называется также «Духом Христовым» вследствие общности Божественного естества и нераздельного действования всех Лиц Святой Троицы, а также потому, что через Христа, вследствие Его страдания, Воскресения и Вознесения ко Отцу, Святой Дух явлен миру.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля