Борис, Керчь
19 февраля 2018

Зачем мне исповедь, если я не чувствую за собой никакого греха?

Недавно я начал посещать храм и приобщаться к православию. Крестили меня еще в младенчестве, поэтому никакого огласительного периода мне проходить не пришлось. Но вот в чем проблема: для причастия необходимо исповедоваться, и вот тут у меня возникают некоторые вопросы. Дело в том, что никакого греха за собой я не чувствую. Церковь учит, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», что безгрешен только Бог. Однако при всей рефлексивности своей натуры, как бы ни всматривался я в свое настоящее и ни оглядывался бы в прошлое, никакого греховного поступка за собой я не нахожу. Может быть, проблема в том, что понимать под грехом? Понятие греха четко изложено в Евангелиях — это неисполнение Закона. Проповедь Исуса, посланного спасти «только погибшия овцы дома Израиля», была обращена к евреям. Апостол Павел освободил всех неевреев от необходимости следовать Закону Моисееву, оставив в силе другой, высший закон — закон Любви, данный Христом. Ничего другого от нас не требуется. Всякие постные диеты с четким регламентом того, что можно и чего нельзя кушать в такие-то дни, никакого отношения к евангельскому благовестию и самому духу христианства не имеют; следовательно, их неисполнение не может считаться грехом. Кто верит в душеспасительную силу постной похлебки — пусть верит себе на здоровье. Это поздняя церковная традиция — воздействовать на человека через регламент питания. Ведь и учеников Исуса обвиняли в том, что они не постятся. И все мы знаем, что Христос на это ответил. Никто не сможет мне доказать, что несоблюдение пищевого режима, в особенности для взрослого, физически работающего человека, — грех.Я человек непьющий и некурящий, воспитал троих сыновей, ухаживаю за престарелой, давно прикованной к постели матери. В чем же я грешен, спрашиваю себя? Зла в своей жизни я никогда никому не сделал, совесть моя чиста. Почему же я должен идти на исповедь и обязательно в чем-то каяться? И если человек, как учит церковь, грешен уже по определению, то пусть тогда мне кто-нибудь объяснит, в чем мой грех. Если грех объективен, сделать это будет нетрудно. А вот если свою греховность знает только сам человек, то тут уж, как говорится, простите, грех существует только в нашей голове. Не пора ли церкви перестать увязывать причастие с исповедью, и сделать ее факультативной для тех, для кого она необходима? А то ведь иначе я должен оговаривать себя и чувствовать себя «без вины виноватым».

Доброго! Совершенно с вами согласен, что исповедь в вашем духовном состоянии совершенно не нужна, да и причастие тоже. Зачем оно вам?

Очень, кстати, советую вам внимательно следить за распространением своих фотографий, как бы не начали прикладывать куда в поисках исцелений…

Вы можете не поверить, но за двадцать лет поповства я не знаю ни одной из Заповедей, ни Закона, ни Заповедей Блаженства из Нагорной Проповеди, нарушая которые человек не нашел бы для себя оправдания. Причем обычно в себе. Можно верить во всякое разное, от колдовства до буддизма, признавать одновременно все религии и йоги, при этом считать себя православным. Можно не молиться ни в Церкви, ни дома, ведь главное — Бог в душе. Можно брать чужое, ведь у кого-то больше, значит, нужно перераспределить, особенно если в «мою» пользу. Зависть и осуждение, пожелание всего и вся — но ведь это как у всех: я не хуже, чем, сосед, а даже лучше — он-то гад совсем, чего только не творит… Человек может блудить направо и налево, но он не виноват, т.к. это для «здоровья» и без насилия.

Совершенно согласен с вами и в вопросе о постах: «похлебка» не спасает, необходимо сознательное желание придерживаться Церковных установлений, если хотите — осознанная дисциплина. У Святых Отцов встречаются слова, что пост и молитва — два крыла, на которых душа может достичь Неба. Но в принципе можно искать свои пути, как бы только в болоте не оказаться.

Есть изумительный автор — преподобный Петр Дамаскин, его мягкие и прошедшие многовековую практику советы, возможно, со временем, смогут пригодиться и вам. Вот, например, он пишет: «Первым признаком начинающегося выздоровления души является видение грехов своих, бесчисленных, как песок морской». Сейчас он есть и в интернете, и в бумажных изданиях.

Очень просил бы вас обратить внимание на лекции проф. А.И. Осипова, их можно слушать и с карандашом в руке за столом, выписывая интересные мысли, а можно за рулем, в автомобильной пробке, занимаясь хозяйством или чем иным. То, что вы сможете или захотите услышать, вы услышите. Это будет всяко полезно. Для святых — я не знаю. Не встречал.

Попробуйте почитать Священное Писание и Святых Отцов, помолиться, прося об открытии вам ваших грехов. Потрудиться духовно. Господь милостив!

Постарайтесь обрести себе настоящего духовного отца. Не «волшебного и чудотворного» старца, а спокойного священника, который всей своей душей захочет помочь вам в трудах Спасения, подскажет, вразумит, остережет, помолится о том, чтобы ваша душа вновь обрела христианскую чувствительность, возможность видеть и плакать о себе!

Могу также порекомендовать статью протоиерея Евгения Чунина о покаянии: http://rpso.ru/o-pokayanii-vo-grehah/

Бог в помощь!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля