Михаил, Москва
1 декабря 2014

На ком лежит ответственность за изгнание бесов из человека?

В Библии написано, что если после изгнания бесов из человека он не изменится, то приходит этот бес обратно и еще 7 с собой берет. Вопрос такой: на ком лежит ответственность, если такое произойдет? Непосредственно на человеке, у которого изгнали бесов, потому что он не смог даже после такой оказанной ему помощи исправить дела… Или же на человеке, который изгоняет бесов, потому что в первом случае ему лучше жилось и с одним из них, чем уже с 8 бесами? Экзорцист виноват перед ним, что словами и вразумлениями не смог помочь в дальнейшем исправлении, или же вся ответственность лежит на одержимом? Все-таки человек, который наделен силой изгнания бесов, имеет также и ответственность. Или же надо помогать исправиться человеку в любом случае? Спаси Христос!

Ответ на ваш вопрос находим в Евангелии. Когда Господь наш Исус Христос исцелил расслабленного (парализованного), 38-ми лет, лежавшего при овчей купели, то, увидев его некоторое время спустя в церкви, предупредил его:

Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14).

 А перед тем, как исцелить его, спрашивает:

Хочешь ли цел быти? (Ин 5:6).

Я намеренно привел цитату по церковно-славянски. Она глубже передает смысл вопроса Христова. Хочет ли человек быть целым, цельным? Здесь идет речь не только о телесной целостности, но и душевном и духовном здравии. Хочет ли этого человек? Или он хочет только части, только телесного здоровья? Далее, безусловно, необходима вера самого больного или его близких, как в случае с исцелением бесноватого мальчика (Мф. 17:14-21) или дочери хананеянки (Мф. 15:21–28).

Исцеления происходят по воле Божией. Господь благ и милосерд. Он дарует свободу от злых духов даже тем, о которых знает по Своему всеведению, что они отступят от Него. Иуду Искариотского Он сделал Своим учеником и дал власть целить болезни.

Дело в том, что, исцеляя человека, Господь не лишает его великого дара свободной воли. Дает заповеди, предупреждает, ведет Своим Промыслом ко спасению, но не лишает свободного волеизъявления. Человек может либо жить с Богом в дальнейшем, либо снова уклониться ко злу, и тогда нечистый дух возвращается в дом свой, откуда вышел.

И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф. 12:43-45).

Обратите внимание на два важных момента. Во-первых, в Писании речь идет не только о случаях экзорцизма (изгнания бесов из одержимых ими), но и в более широком смысле о случаях прощения грехов, об исцелениях человека от болезней и греховных страстей. Злые духи оставляют человека после крещения, после исповеди, после чистой молитвы. Во-вторых, исцеляет не экзорцист, а Бог. А возвращение злых духов происходит попущением Божиим по вине человека. Бывает, вина лежит и на священнослужителе, что он недостаточно научил, вразумил.

Поэтому мы руководствуемся словами, обращенными апостолом Павлом к апостолу Тимофею:

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2).

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?