Простятся ли человеку грехи, если духовник разрешит его, не наложив на него никакой епитимии?
Простятся ли человеку грехи, если духовник разрешит его без епитимии?
По данной от Господа власти священник может вязати же и решити (Мф., 18: 18), и в силу обетования Божия разрешенное им на земли будет разрешено и на небесах. Но, как мы уже видели из приведенного выше 102 правила Шестого вселенского собора, приявшим от Бога власть решити и вязати надлежит употреблять приличное недугу врачевание, противодействовать недугу, и плоды покаяния испытывать, а не просто возмерити ему милосердие.
Блаженный Симеон Солунский говорит по этому поводу следующее: «Пусть всякий (духовник) твердо решится ничего не делать вопреки определениям и правилам отеческим, ибо они составлены разными богоносными мужами, и приличны, как согласные с Духом, и весьма способны врачевать всякую страсть, и вполне целительны... Итак, все должны судить по церковным правилам и не внимать каким-нибудь другим, составленным не по определениям этих правил, потому что благодать по преемству, ибо от источника благодати Господа и Спасителя нашего она перешла на Его апостолов, от апостолов на отцов, а от отцов — на нас. Итак, если мы соблюдаем правила отцов, то и преемство благодати будет в нас, и приговор наш будет тверд; иначе, если будешь поступать не по определенному ими, то и приговор будет нетверд» (Сочинения, гл. 219, ч. 1, с. 323).
И в Номоканоне словами святого Феодора Студита говорится: «Власть предстателем ни в чем же дается к преступлению правила, разве токмо да прилежат тем, яже узаконена суть, и последуют, яже предъидоша, и да связуют и разрешают не неразмысленно, но якоже мнится истине и закону, и правилу высочайшаго закона» (Номоканон киевский, л. 125). Итак, разрешать священник должен не как ему вздумается, но согласно с установлениями святых и богоносных отцов, согласно с учением Святой Церкви. Нельзя злоупотреблять даром Божиим, иначе приговор будет нетверд, как говорит блаженный Симеон. «Пусть всякий, — говорит тот же блаженный отец, — в заблуждении обманчиво не воображает быть снисходительнее отцов, будучи слабым и бессловесно падая вместе с падающими. Да и кто так смел, чтобы дерзнул быть человеколюбивее отцов, и откуда получил он на это власть, если отвергает их и действует не в границах, положенных ими? Конечно, он будет действовать от себя, и не будет твердо сделанное, потому что оно не по преемству от отцов» (Сочинения, ч. 1, с. 323).
Правда, из житий святых мы знаем случаи, когда и великие грешники, например, Мария Египетская, вскоре получали разрешение в грехах и сподоблялись святого причащения. Но, обращая внимание на такие примеры, нужно прежде всего учитывать в них тот в высшей степени сильный душевный переворот, какой совершался у этих святых. В таких случаях снисходительность нисколько не предосудительна.
Блаженный Симеон Солунский (ч.1, с. 324) говорит по поводу действующих не по правилам духовников: «Да и что побуждает поступать не по определениям отцов? Горячее доказательство чьего-нибудь раскаяния, совершенное исповедание падений, сокрушение из глубины души и уничижение, истинное воздержание от злых дел, от всего сердца ненависть к греху и удаление от него, и ревность к делам покаяния, обнаруживающаяся в воздержании и милосердии? — Это прекрасно; и отцы научают, как поступать в таком случае. Ты прими такого; утверди в нем любовь; поддержи брата и тщательно исследуй покаяние и испытай его; и если после этого ты увидишь истинное покаяние, и он будет желать приличной убавки времени епитимии и какого-нибудь полезного сокращения, то не останавливайся приобщить его Блага: потому что и вся цель в том, чтобы всем соединиться с Благом; если так, то не бойся дозволить: потому что и у отцов найдешь и получишь власть на это... и одобри оказывающего более ревности, и прими его с распростертыми объятиями, и послужи, сколько в силах, по мере ревности кающегося».
«Слово Церкви», 1915 г., № 41