Можно ли иноку стричь волосы? И где есть на это указания?
Можно ли иноку стричь волосы?
Думаю, что истоки иночества, появившегося в христианские времена, имеют и более давние корни, например, институт «назорейства», когда благочестивый человек накладывает на себя дополнительные аскетические требования. В Святом Писании среди обетов назорейства есть указание «растить волосы на главе своей» (Чис. 6.5). Обеты брались на некоторое время или навсегда. Апостол Павел рассуждает о значении волос для мужчины и женщины:
«Если муж растит волосы, то это бесчестье для него; но если жена растит волосы, для нее это честь» (1 Кор. 11, 14-15)
В разные периоды истории монашества отношение к стрижке волос было неодинаковым. Было время, когда православные иноки даже брили голову. Преподобный Аполлос как дело тщеславия осудил ношение некоторыми иноками вериг и отращивание длинных волос. Тавенские иноки, впрочем, по уставу носили волосы длинные; прочие же иноки египетские, по общему обычаю Востока, носили волосы короткие. Преподобный Иларион Великий каждый год в день Пасхи остригал их у себя. По свидетельству Иеронима, не только в Египте, но и в Сирии был обычай, чтобы даже девы и вдовы, посвящающие себя Богу, обрезали себе волосы. Это делали им настоятельницы монастыря. Хотя женщины обыкновенно ходят с покрытою и повязанною головою, замечает Иероним. Но так как этот обычай повсеместен, то он не мог остаться неизвестным. Остригали волосы для чистоты и потому, что не употребляют никакого масла для головы (Письмо Иеронима к Собициану). Тавенские монахини также остригали волосы (Hist. Lavs. Р. 41). Бороду монахи носили (Исидор Пелусиот. Кн. 1. П. 92.).
На мой взгляд, вопрос может быть решен только в конкретном случае, т. е. в зависимости от Устава монастыря, где человек постригался и где несет послушание, т. к. настоящего монаха без послушания не бывает. Хотя, ко всеобщей беде, в наши времена и самочинники почитаются «старцами».