Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, совместима ли стезя воинской службы с древлеправославием? Именно профессия, а не всеобщая повинность?
иерей Глеб Бобков
Да, полне совместима. Церковь знает многих святых воинов, которые показали, что христианин вполне может быть воином. Например, Великомученик Георгий Победоносец. Или наши русские святые — Борис и Глеб, Александр Невский.
Здравствуйте! У меня вопрос, касающийся Вальдорфской педагогики Рудольфа Штайнера. Некоторое время назад от настоятеля одного из храмов я узнал, что Вальдорфские школы считаются сектами. Хотелось бы узнать, по каким признакам доказывается сектантское направление таких школ и чем они опасны для православных? Дело в том, что моя жена без моего согласия перевела наших детей в вальдорфскую школу и детский сад, а меня терзают разные сомнения. Благодарю за ответ.
иерей Иоанн Севастьянов
У меня очень минимальные представления о том, что такое Вальдорфская педагогика. Но то, что я о ней знаю, меня очень настораживает. В этой системе нет места Христу. Там вообще нет места Богу. Принцип построения работы с учениками очень категоричный. В этом есть что-то сектантское. Там нет никакого места иному мнению, кроме как заданному. Это с духовной точки зрения. Но ведь и в общеобразовательных школах не висят иконы на стенах. Вальдорфская школа берет своим необычным подходом к способностям ребенка, к его личности. Вальдорфская школа нужна там, где родители ищут, на кого бы можно было переложить воспитание своих детей. Это некоторое признание своего нежелания быть для ребенка авторитетом.
У меня больше вопросов к практическому образованию этой системы. Чисто с практической стороны, я не представляю, как эта система образования согласуется с существующими требованиями общеобразовательных школ. Насколько я знаю, там идет отставание в преподавании общеобразовательных предметов как минимум в два раза. Если Вальдорфскую систему распространить на 11 классов, то как выпускники будут сдавать ЕГЭ? По-моему, Вальдорфская педагогика и ЕГЭ несовместимы.
В вашем случае, раз уж это произошло, нужно очень серьезное внимание, как родителю, обратить на становление личности ребенка, на его отношения с Богом, на его молитву, духовное возрастание, духовное чтение. Ребенок каждую службу должен быть в храме. Вам нужно проводить с ребенком очень значительное время.
И по прошествии первого учебного года постарайтесь сравнить уровень образования вашего ребенка и его сверстников, которые ходят в обычную школу. Боюсь, Вы будете неприятно удивлены.
Здравствуйте! Нас очень интересует вопрос отношения старообрядцев к убийству человека-врага: какие чувства при этом испытывает истинно верующий человек? Было ли большинство старообрядцев партизанами? Как они совершали свои обряды, следовали традициям во время Великой Отечественной войны?
иерей Иоанн Севастьянов
Отношение старообрядцев к любому убийству человека — православное. Любое убийство есть смертный грех! Убийство врага есть выбор между большим и меньшим злом. Но это не перестает быть грехом. По правилу св. Василия Великого воины, пришедшие с войны, подлежали трехлетней епитимии, на три года отлучались от причастия. Какой бы справедливой ни была война, убийство остается грехом. Но три года отлучения от причастия — это все же меньше 15-летнего отлучения за вольное убийство.
Старообрядцы наряду со всеми гражданами Советского Союза участвовали в Великой Отечественной войне, были и партизанами, и не партизанами. Каждый на войне молился Богу так, как он мог и знал. Там уж не до суточного круга богослужений, но факт и то, что даже неверующие на войне обращались к Богу.
Мне известны случаи, когда старообрядцы в определенных полевых условиях могли совершать и ежедневную молитву, и даже поститься. Поэтому все зависело от ситуации, возможностей и веры человека.
Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, можно ли старообрядцам обучаться в таких учебных заведениях, как Свято-Тихоновский гуманитарный университет?
иерей Иоанн Севастьянов
Если ваш духовный отец благословляет вас, то обучаться можно.
В церковной истории часто встречаются примеры таких ситуаций. Святой Иоанн Федоров был благословлен митрополитом Макарием на обучение в Краковском католическом университете. Преподобный Максим Грек ради получения образования в Италии даже прикинулся униатом. Андрей Денисов получал образование в Киево-Могилянской академии. О том значении, которое эти люди оказали в Церкви, думаю, вам повторять не стоит.
Так что стремитесь к образованию и осуществляйте таланты, данные вам Господом.
В Светлогорске, в Калининградской области, в 2007 году вечером я повстречался с тремя монахами возле часовни, которая была возведена в память о жертвах упавшего самолёта на детский садик. Один из трёх монахов, который стоял по центру, был похож на будущего патриарха Кирилла. Я спросил: «Действительно это Вы выступаете по выходным на телепередаче по утрам?» Он подтвердил. Был ли действительно это патриарх Кирилл или я неправильно понял монаха? Был ли Кирилл в Светлогорске в 20-х числах сентября 2007 года и как это проверить? Через полгода, зимой, вышла его еженедельная утренняя передача, в которой он говорил, что здороваться на улице и разговаривать...
иерей Иоанн Курбацкий
Артём, а почему вас это так беспокоит? Что с того, если это на самом деле был будущий патриарх Кирилл? Вспоминаю одного человека, который в свое время попал на Соловки как раз в тот момент, когда туда прилетел Путин и патриарх Алексий II. Когда речь заходила о вере, этот человек весело бравировал, что целовал руку самого патриарха (!), что ему еще беспокоиться о спасении.
А насчет статуса... Не следовало, конечно, здороваться за руку. Но мне гораздо ближе рассказ одной прихожанки, поведанный мне задолго до того, как я стал священником. Она была медсестрой, и старый врач учил молодых коллег: «Помните, что не люди для вас, а вы для людей».
Прости мя, честныи отче, и благослови. Как вы относитесь к богословским лекциям профессора МДА Алексея Ильича Осипова? Отдельно интересует, нет ли, на Ваш взгляд, в его лекциях противоречий догматам Православия или Древлеправославия. Спаси Христос!
иерей Иоанн Севастьянов
Я не могу комментировать все лекции А. И. Осипова. Те его лекции, которые я слышал по Основному Богословию, мне нравятся. Чувствуются глубокий духовный опыт и поиск. Подкупает его выдающееся знание наследия святых отцов. Но тот факт, что Алексей Ильич еще не старообрядец, говорит о том, что он еще в пути. Насколько верно направление этого пути, я не могу сказать.
Здравствуйте! Пишем художественную книгу и необходимо правильно указывать церковные обряды. Книга о временах до церковного раскола. Ответьте пожалуйста на интересующие вопросы, чтобы правильно и достоверно их отразить. 1. Проведение обедни в церкви священником (что и в какой последовательности входит в службу). 2. Говорит ли священник проповедь, каковы могут быть её темы? 3. Завершение службы: с причастием или нет? 4. Каковы особенности ритуала (двоеперстие и правила старого обряда). 5. Каков внутренний облик церкви 12 века? 6. Подходят ли в конце службы прихожане под благословение? Может ли быть так, что не все пришедшие на службу селяне поместились в храме, и большая их...
иерей Иоанн Севастьянов
Уважаемый Александр! К сожалению, мы не можем выступать консультантами в вашем благом деле написания художественной книги. Да и ваши вопросы настолько всеобъемлющи и неконкретны, что по каждому из них можно написать книгу. Я, например, не знаю, что такое ОМ. Тем более, что мы не знаем, о чем книга, в чем ее специфика. Наша рубрика называется «Вопросы священнику». Думаю, вам было бы лучше обратиться к профессиональным историкам и при этом как-то компактнее и четче сформулировать свои вопросы.