Скажите, пожалуйста, могут ли бесы и демоны покаяться и вернуться к Богу? И почему Бог их не пожалеет и не уничтожит? И если человек пал до демонического состояния, не способен чувствовать и сочувствовать, порабощен злом, лишен собственной воли, может ли Бог отправить такого человека после смерти в небытие и просто уничтожить его, а не посылать в ад? И почему ад вообще существует? Не было бы более гуманно просто уничтожать, так сказать, бракованные души? Ведь лучше вообще не быть, чем мучиться в аду.
Могут ли бесы и демоны покаяться и вернуться к Богу?
Доброго! Первородным грехом, в отличие от общепринятого «блуда», является, согласно святоотеческому учению, гордость. Человек решил стать как бог (Быт.3). До него этой болезнью страдал Сатана, который решил поставить престол свой выше престола Божия.
«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». (Исаия 14.12-14).
И именно гордость не дает Божиему творению признать очевидное: оно не есть совершенство (а ведь как бы хотелось). Есть Творец, Создатель, Милостивый Отец, прибегнув к Которому и возможно получить сыновство и совершенство (см. Евангелие о блудном сыне). Бог дал своим творениям, духам и людям, свободную волю, самовольно ограничив себя. Каждый момент своей жизни мы выбираем свои действия, и как бы ни хотелось перевесить ответственность на «другого», в том числе и Сатану, решение принимаем именно мы, поэтому нам и отвечать. Выбор, при всей кажущейся силе искушения, за нами. Грех мы выбираем из-за привычки к нему, а не по неизбежности. Те, кто свою жизнь посвятили служению страстям и грехам, гораздо большее мучение имели бы, если бы вдруг оказались в Раю, под Божиим Светом. Они за свою земную жизнь атрофировали в себе возможность воспринимать Божию Любовь. Она станет для них нестерпимой мукой.
У св. Иоанна Дамаскина читаем:
«Диавол неспособен к покаянию потому, что бестелесен. Человек же получил покаяние ради немощи тела».
Св. Иоанн Златоуст на вопрос, почему Бог не уничтожит диавола, говорит:
«...Он поступил так, заботясь о нас... Если бы лукавый овладевал нами насильно, то этот вопрос имел бы некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а только старается склонить нас (между тем как мы можем и не склоняться), то зачем устранять повод к заслугам и отвергать средство к достижению венцов? Бог для того оставил диавола, чтобы те, которые были им уже побеждены, низложили его самого».
В одном из современных Патериков мне недавно попалось такое:
«Когда-то один монах, имевший большое сострадание, упав на колени, просил в своей молитве о следующем: «Ты — Бог, и, если хочешь, можешь найти способ, чтобы спаслись и эти несчастные демоны, которые, хотя вначале имели столь великую славу, сейчас имеют крайнюю злобу и мирское коварство и, если бы Ты не защищал нас, уничтожили бы всех людей». И вот, как только он, молясь с состраданием, произнес эти слова, видит рядом с собой песью голову, которая высовывает язык и передразнивает его».
Мне кажется, Бог попустил это, чтобы монах понял, что Бог готов принять демонов — достаточно им только покаяться, однако они сами не желают своего спасения.
По вопросу же о вечности страданий для грешников и бесов в святоотеческом наследии встречаются разные мнения, как вечно-огненные, так и с надеждой, что по Милосердию Божию все, даже Люцифер, спасутся, правда, таких меньше.
Сейчас мы пытаемся рассуждать о таких глубинах, что не только человеку, но и ангелам недоступны. Святые Отцы, те, кто действительно заботились о спасении своих душ, говорили, что не нужно искать географического положения Рая и Ада, нужно заботиться, как наследовать Рай и избежать Ада.
На одном из сайтов, где люди обсуждали подобные проблемы, мне понравилось последнее сообщение:
«Богу возможно все, Он и будет решать. Наше обсуждение данного вопроса не имеет смысла: имеют смысл только конкретные дела, мысли, слова и желания, которые откроются в День Судный».
Давайте постараемся не тратить драгоценное время, отведенное нам, на околовсяческие, хоть и «духовные» вопросы. Нам может не хватить его на молитву, покаяние и дела благочестия, которые мы и могли бы совершить, но «считали звезды». Быть милосерднее Бога все равно у нас не получится.
Дай, Господи, нам разума духовного, молитвы и смирения!