Одно слово, читаемое в Евангелии, мне почему-то очень не нравится. Каждый раз я спотыкаюсь на нем, оно меня будоражит, возмущает, вызывает недоумение, смущение, даже несогласие. Каждое слово Священного Писания — это слово Истины, и пока в этом конкретном случае с этим словом истина мне не открывается, она меня изобличает, но в чем? Помогите понять. Слово это «избрАнный» с ударением на второй слог, хотя в жизни ударение ставят на первый слог.
Почему сильно смущает одно слово из Евангелия?
Размышляя над Вашими словами, вспомнил советы известного проповедника митрополита Антония (Сурожского) о том, как читать Евангелие. Приведу небольшой отрывок. «Читая Евангелие так, с честностью, с открытостью, непредвзято, мы непременно натыкаемся на места, которые по-разному отзываются в нашей душе. Некоторые места остаются непонятными, чуждыми, — мы можем их принять к сведению и пройти мимо, читать дальше, ожидая момента, когда мы дорастем до того, чтобы их лучше понять. Другие места у нас могут вызвать отказ: «Я не согласен с этим, это неприемлемо для меня». Надо и это принять к сведению: значит, я не созвучен Евангелию в каком-то отношении. И наконец, будут такие места, на которые я смогу отозваться всем сердцем, всей душой, от которых взволнуется все мое нутро, места, которые мне покажутся такими прекрасными, такими значительными, о которых хочется сказать: «Боже, как это хорошо!»... Вот первое условие для чтения Евангелия: готовность честно, открыто, без страха отозваться на что бы то ни было, что дойдет до нашего сознания, что зажжет нашу душу радостью, восторгом и побудит нас не только созерцать красоту, но и осуществлять то, что мы обнаружили в Боге, в себе через Евангелие.
Надо быть готовым к тому, что некоторые места окажутся нам чуждыми, некоторые заденут нас как-то болезненно, и лишь немногие дойдут до нас глубоко... Лишь спустя какое-то время ты увидишь, что то, что тебе казалось чуждым, непонятным, вдруг начинает прорастать; зеленеет луг, начинает подниматься жатва!».
Это первое, о чем важно помнить. Вторым важным условием для понимания Евангелия является обращение к святоотеческим толкованиям, к тому, как тот или иной текст понимается в Церкви. Рекомендую творения святителя Иоанна Златоуста, Евфимия Зигабена и других. Вы откроете для себя красоту и глубину мысли богоносных Учителей, их ответы на трудные места Священного Писания.
Третье. Насколько я понял, слово «избранный» не даёт Вам покоя в связи с проблемой предопределения. На самом деле, идея о том, что отдельные личности избраны Богом ко спасению, а другие предопределены к осуждению, представляла большую трудность даже для Отцов Церкви. Эта тема звучит не только в Евангелии, но и в посланиях апостола Павла, особенно в послании к Римлянам. Если все предопределено, то где здесь место свободной воле? А если все зависит только от человека, то какую роль играет Божия благодать и как это согласовать со словами Христа: «Не вы меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15:16)? На Западе начиная с XVI в. велись жаркие споры между янсенистами и молинистами в католической церкви и между кальвинистами и арминианами у протестантов. Но ещё за тысячу лет до этого блаженный Августин посвятил этим темам много сочинений в своей полемике с Пелагием. Это письмо римскому пресвитеру Сиксту, «О благодати и свободном решении», «О предопределении святых» и другие. В 2008 г. вышла книга, в которой собраны все антипелагианские сочинения позднего периода. Здесь нет возможности изложить аргументацию Августина. Приведем лишь одну цитату: «Бог избрал нас не поскольку мы уверовали, но чтобы мы веровали; иначе можно будет сказать, будто мы первые избрали Его». Но надо иметь в виду, что Восточная Церковь в этом вопросе никогда не принимала полностью точку зрения Августина и те логические следствия, которые он вывел из учения апостола Павла. Строгое православное учение Вы найдете в книге «Точное изложение православной веры».
Итак, читайте, размышляйте, молитесь Богу о просвещении ума и вразумлении. И дай Вам Бог оказаться среди избранных. В заключении приведу слова святителя Иоанна Златоуста.
«Вам, — говорит Христос, — дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13:11). Он это сказал, не указывая на какую-либо необходимость или на простое и случайное некоторых избрание, но показывая, что слушающие сами причиною всех зол, и вместе желая открыть, что разумение тайн царствия есть дар благодати, ниспосылаемой свыше. Впрочем, хотя это и дар, однако этим не уничтожается свобода, как видно из последующих слов. А чтобы одни не предались отчаянию, а другие беспечности, слыша, что им дано разуметь тайны царствия, смотри, как Он показывает и тем и другим, что это первоначально зависит от нас: «Ибо кто имеет, — говорит Он, — тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12, 25:29). Хотя эти слова довольно неясны, но они заключают в себе непререкаемую правду. Они означают то, что кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог дарует все; а в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы и то, что он имеет, и Бог не сообщит ему даров Своих. «У того отнимется, — говорит, — и то, что имеет». Это не то значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его даров Своих.